Критерии классификации функций государства и их виды

В теории, а отчасти и на практике существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Их пытаются подраз­делять в зависимости от продолжительности существования (постоян­ные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные), от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы пра­вящих классов, слоев и групп или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества), от сфер приложения и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические), от форм реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменитель­ные) и др.

Классификация функций государства возможна также на основании территориального критерия (в федеративном государстве — функции фе­дерации в целом и ее субъектов, в унитарном государстве — функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства, в конфедерации — коорди­нирующие функции всего сообщества (союза) государств и функции, ко­торые реализуются на территории каждого из участников этого союза).

В последние годы предпринимаются попытки классификации функ­ций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соот­ветствии с данным критерием функции подразделяются на законодатель­ные (правотворческие), управленческие и судебные. Сторонники такой классификации поясняют, что ее особенность заключается прежде всего


в том, что она отражает механизм реализации государственной власти и что каждая из функций осуществляется, как правило, не одним, а сово­купностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Относительно новой классификацией функций государства является их подразделение в зависимости не только от принадлежности к тому или иному типу государств, но и от обусловленности «природой всякого общества». В соответствии с данным критерием различаются функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократиче­ского типа и функции, вытекающие из природы всякого общества.

Существуют и иные основания классификации функций государства. Однако наиболее часто применяются критерии, в соответствии с которы­ми функции государства подразделяются на внутренние и внешние — в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач, а также на основные и неосновные — в зависимости от важности и соци­альной значимости тех или иных направлений деятельности государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: