Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации

Законодательная власть представляет собой способность и возмож­ность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой норматив­но-правовые акты - законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законода­тельная власть России на федеральном уровне осуществляется Федераль­ным Собранием — парламентом России, а на уровне субъектов Федера­ции - местными парламентами с разным названием (собрание депутатов, областной совет, народный хурал и др.), но обобщенно именуемыми в на­учных исследованиях законодательными собраниями. На муниципаль­ном уровне, в различных муниципальных образованиях органы государ­ственной власти, обладающие правом издания на своих территориях за­конов, не существуют.

По своему конституционно-правовому статусу Федеральное Собрание является не только законодательным, но и представительным органом. По природе и характеру своей деятельности оно призвано представлять и вы­ражать интересы всех социальных слоев, всего российского общества.

Федеральное Собрание является постоянно действующим государст­венным органом, состоящим из двух палатСовета Федерации и Государ­ственной Думы. В Совет Федерации согласно Конституции РФ входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от законо-


дательного (представительного) и исполнительного органов государст­венной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

По аналогии с зарубежной практикой организации работы двухпалат­ных парламентов Государственную Думу зачастую называют нижней па­латой, а Совет Федерации — верхней. Названия эти, равно как и некото­рые другие, типа сенатор — член Совета Федерации, весьма условны и произвольны, так как их конституционного закрепления нет.

В соответствии с теорией конституционного развития современной России презюмируется, что в Государственной Думе через депутатов представлены все граждане РФ, независимо от их места жительства. В то же время в Совете Федерации представляются и решаются прежде всего интересы различных субъектов Федерации.

Вопросы, относящиеся к исключительному ведению Совета Федера­ции и Государственной Думы, обе палаты решают самостоятельно, неза­висимо друг от друга и не подменяя друг друга. Их заседания по общему конституционно закрепленному правилу проходят раздельно. Однако по ряду вопросов предусматриваются и совместные заседания палат.

Палаты могут собираться совместно, в частности, для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступ­лений руководителей иностранных государств. Конституция РФ преду­сматривает также совместное осуществление полномочий Совета Федера­ции и Государственной Думы при проведении парламентских слушаний по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни и осуществлении контроля за исполнением государственного бюджета.

В связи с этим ст. 101 Конституции РФ устанавливает, что «для осу­ществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Фе­дерации и Государственная Дума образуют Счетную палату», состав и по­рядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Все заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. Исключение составляют лишь некоторые из них, которые со­гласно регламентам палат проводятся в закрытом режиме.

Занимая весьма важное место в системе государственных органов постсоветской России, Федеральное Собрание выполняет в законодатель­ном процессе ключевую роль. К его исключительным полномочиям отно­сится принятие таких важнейших юридических актов, как федеральные конституционные законы, законы о поправках к действующей Конститу­ции и обычные федеральные законы.

Наряду с законодательной деятельностью, правотворческими функ­циями Федеральное Собрание выполняет одновременно целый ряд и других. В их числе: а) представительская функция парламента, находящая свое выражение не только в представительстве интересов различных слоев и социальных политических сил, но и в объединении их в масштабе всего общества, в формировании на их основе такой социальной общности, ко­торая представляла бы собой единый российский народ; б) контрольная


функция парламента, осуществляемая им в отношении органов исполни­тельной власти в связи с исполнением государственного бюджета и реше­нием других вопросов государственной жизни; в) функции, связанные с непосредственным участием парламента в руководстве делами государ­ства (обсуждение и утверждение бюджета, решение вопросов, связанных с изменением статуса субъектов Федерации, объявлением войны и мира, и др.); г) функции, касающиеся формирования ряда федеральных госу­дарственных органов, назначения и смещения со своих постов ряда высо­копоставленных должностных лиц (премьер-министра, Генерального про­курора и др.), и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: