Функции государства и их классификация

 

Понятие функции государства остается дискуссионным и многозначным, а среди государствоведов все еще нет единства взглядов на ее определение. В рамках понятийного аппарата юридической теории вносились дефиниции, включающие в функцию государства: «направления и стороны деятельности», «практическую деятельность государства», «стороны содержания деятельности», «содержание», «особый механизм государственного воздействия», «деятельность государства», «относительно обособленные направления предметной деятельности» и т.д.. Остановимся на определении, учитывающем как сущностную, так организационно-реализующую роль функций в делах государства по управлению обществом.

Функции государства это основные направления деятельности государства в решении задач, стоящих перед ним в различные этапы своего развития, посредством специальных форм и методов их реализации

Функции – это реальная роль, которую играет государство в решении основных вопросов жизни общества. На их сущность и задачи стали обращать внимание в связи с рассмотрением пределов вхождения государственной власти в общественную и частную жизнь. Обоснование рамок направления деятельности государства в условиях утверждаемой в эпоху буржуазных революций системы «естественной свободы» дает шотландский философ и экономист Адам Смит (1723-1790), заявивший о необходимости освобождения государя от «обязанности руководить трудом частных лиц и направлять его к занятиям, наиболее соответствующим интересам общества». По его мнению, у государства существуют три принципиальных обязанности (функции):

- оборона, т.е. военная «обязанность ограждать общество от насилий и вторжений других независимых обществ»;

- защита свободы граждан как «обязанность ограждать, по мере, возможности, каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или обязанность установить строгое и беспристрастное отправление правосудия»;

- организация общественно необходимых служб, воспринимаемая как «обязанность создавать и содержать учреждения, создание и учреждение которых не может быть в интересах никаких определенных лиц или небольших групп, ибо прибыль от них никогда не сможет окупить затраты любого отдельного лица или небольшой группы лиц, хотя зачастую они смогут с лихвой окупиться большому обществу». Такими службами становятся учреждения связи, полиция и т.п.

Подобный подход доминировал долгие десятилетия, однако реальность – возрастание роли государства в регулировании экономических отношений, необходимость его вмешательства в социальную защиту населения (трудовое законодательство, появление института государственных пенсий, социальное страхование трудящихся, в том числе) – расширили и теоретические рамки обоснования функциональных связей государств.

Как показывает исторический опыт, на функции государства оказывают определяющее влияние новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, угроза международного терроризма, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства юридическая теория уходит от предыдущей методологической вульгаризаци и догматизации, учитывает современные проблемы, но и сохраняет то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущих этапах. Ценным оказалось, прежде всего, само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.

Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюция государственности.

Функции государства охватывают всю деятельность государства в целом, они – важнейшие направления этой деятельности, без которых невозможно обойтись на данном историческом этапе. Функции носят комплексный, собирательный характер, воплощают усилия государства на жизненно определяющих направлениях его внутренней и внешней деятельности.

В качестве суммирующей, связывающей государство функции следует признать то, что известный американский социолог Талькотт Парсонс (1902-1979) назвал главной функцией государства – «принятие на себя ответственности за поддержание в нем нормативного порядка», поскольку именно «основное содержание нормативного порядка может считаться более или менее универсальным для всего человечества». Отсюда вполне приемлемым можно считать функциональное определение самой государственной власти, данное соотечественником Т.Парсонса Э.Геллнером: «Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка».

Анализ признаков функций государства показывает, что они отражают ту реальную роль, которую государство играет в решении основных задач общественного развития; они выявляют, в каких направлениях деятельности осуществляется его историческое назначение. Что, в свою очередь, необходимо ведет к выяснению содержания функций, раскрывающего государственную деятельность. Содержание любой функции государства составляют ряд взаимодействующих элементов:

- предмет функции государства – общественные отношения, которые охватываются определенным направлением деятельности государства. Ими могут быть идеологические, экономические, социальные, экологические и иные отношения;

- цели функции государства – результаты, которые должны быть получены в процессе осуществления функции. Они могут быть ближайшими, промежуточными, конечными. В своей совокупности цели каждой из функций образуют цели государства, которые определяют общие и конкретные направления и пути их достижения;

- методы осуществления функций государства – способы и средства правового регулирования общественных отношений. Их совокупность достаточно разнообразна, а сочетание зависит от характера осуществляемой функции. При реализации правоохранительной функции преобладают обязывающие средства достижения ее целей, а для экономической – договорные способы взаимоотношений;

- формы осуществления функций государства – внешнее выражение деятельности государства в том или ином направлении. Они характеризуют связь государства с правом как важнейшим средством властвования посредством издания юридических велений, организацией их выполнения, контролем за соблюдением и исполнением правовых норм.

Основаниями, по которым в юридической науке предлагаются различные классификации функций государства, выбираются: сферы государственной деятельности; способы государственного воздействия на общественные отношения; степень значимости для государства и общества; сферы обеспечения национальной безопасности; сроки (продолжительность, время) их существования; правовые формы их осуществления; пространственные масштабы воздействия; принцип разделения властей и т.д. Действительно, насколько многочисленны и различны основные группы общественных отношений, регулируемых государством, настолько многочисленны и различны его функции.

Соответственно обосновываются избираемые подходы к проблеме классификации функций государства:

· по продолжительности существования:

- постоянные функции, которые присущи государству в периоды его развития;

- временные функции, обусловленные определенной ситуацией или этапом развития (в частности, такими были ряд направлений деятельности социалистического государства, связанных с подавлением сопротивления свернутых классов или интернациональной помощью угнетенным странам и народам);

· по степени значимости для государства и общества:

- основные функции, которые являются приоритетными (в частности, экономическая или социальная);

- производные (обеспечивающие) функции, появившиеся как бы в дополнение к первым в связи с усложнением задач государства (например, планирования или кадровая);

· по способам реализации государственной власти:

- законодательная функция;

- исполнительная функция;

- судебная функция;

- контрольно-надзорная функция;

- информационная функция;

- воспитательная функция, и др.

· по степени пространственного воздействия (такая классификация зависит от внутригосударственного устройства страны);

- общегосударственные функции, распространяющиеся на всю территорию страны;

- межрегиональные функции в федеративном государстве;

- региональные функции субъектов федерации;

· по степени открытости (выраженности для общества):

- явные функции, о которых известно широкому кругу населения страны;

- латентные (скрытые) функции, о наличии которых известно узкому кругу «посвященных» в такие сферы деятельности государства;

· по сферам государственной деятельности:

- внутренние функции, направленные на решение задач государства внутри страны;

- внешние функции, характеризующие деятельность государства в отношениях с мировым сообществом и отдельными государствами.

К внутригосударственным направлениям деятельности относятся:

- политическая функция, призванная:

официально представлять общество и граждан страны;

обеспечивать национальную безопасность страны;

гарантировать незыблемость установленного конституционного строя;

служить гарантией национального суверенитета;

создавать условия для организации и нормального функционирования органов государственной власти;

- экономическая функция, которой свойственно:

выработка и координация государством основных направлений экономического развития страны;

определение пределов вмешательства государства в экономические процессы;

создание благоприятных условий хозяйствования в приоритетных сферах;

обеспечение охраны всех форм собственности, свободы экономической деятельности, поддержка конкуренции, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

- социальная функция, направленная на:

организацию условий для достижения уровня жизни и развития достойных человека;

социальную защиту населения;

гарантирование прожиточного минимума для малоимущих слоев общества;

охрану труда и обеспечение гарантированного минимального размера оплаты труда;

поддержку здоровья населения;

развитие социальных служб и системы социальной помощи;

- фискальная функция, реализующая:

контроль за денежным обращением в стране;

проведение финансово-денежной политики;

формирование финансово-денежной политики;

формирование государственного бюджета и контроль над его расходной частью;

установление и контроль над сбором всех видов налогов, предназначенных для покрытия расходов на содержание государственного аппарата и обеспечения экономического, социального и иного развития страны;

- правозащитная функция, включающая:

выработку политики государства в области прав личности;

признание, закрепление и гарантирование основных прав и свобод человека и гражданина;

представление юридических и иных форм защиты нарушенных прав и свобод;

- правоохранительная функция, на которую возложены:

обеспечение правопорядка в целом;

борьба с преступностью;

защита всех форм собственности;

- идеологическая функция, отражающая:

государственную идеологию, основанную на идеологическом плюрализме;

организацию и поддержку образования, науки и культуры, художественной и иных видов творческой деятельности;

- экологическая функция, связанная с:

охраной окружающей среды;

защитой общих интересов от экологически неблагоприятных воздействий;

выработкой экологических стандартов поведения и обращения с природными ресурсами.

К международным направлениям деятельности государства относятся:

- функция защиты государственного суверенитета от внешних посягательств, которая предполагает:

обеспечение национальной безопасности страны;

охрану территориальной целостности государства;

организацию и поддержание вооруженных сил на уровне, приемлемым для государства;

организацию оборонной инфраструктуры государства (оборонная промышленность, гражданская оборона и т.д.);

- функция сотрудничества с другими государствами, включающая:

поддержание политических и дипломатических отношений;

культурное и научно-техническое сотрудничество;

- функция сотрудничества с международными организациями, направленная на:

поддержание интеграционных процессов в мире;

участие в универсальных и региональных международных организациях;

участие в межгосударственных союзах;

- функция сотрудничества в решении общемировых проблем, которая выражена в:

организации и поддержании международного контроля над обеспечением прав человека;

поддержании международного правопорядка;

пресечении международного терроризма;

ограничении вооружений и предотвращений вооруженных конфликтов;

участии в международных экологических программах.

В реальной деятельности государств вряд ли можно наблюдать ее фактическое закрепление за четко сформулированными и структурированными направлениями. Большей частью функции государства пограничны, взаимопереплетены и взаимообусловлены, они подвержены эволюционным изменениям и чаще всего зависят от перемен в самом государстве, его формах правления, устройства или политического режима.

Государство в своей многообразной деятельности по управлению делами общества прибегает к присущим ей специальным правовым формам осуществления функций: правотворческой, правореализующей и правообеспечивающей. Общепризнанно, что вне этих правовых форм немыслимо проведение государственной политики. Любое направление деятельности государства, прежде всего, законодательно закрепляется. Появляющиеся в результате этого нормативные правовые акты создают основу той или и ной функции государства. В них определяется предмет деятельности, субъекта правовых отношений, их полномочия, методы регулирования. Таким образом проявляется:

- правотворческая форма как соответствующим образом оформленные действия специально на то уполномоченных государственных органов по подготовке, принятию и изданию правовых актов (а также и по их изменению или отмене), которыми определяется политика государства в регулируемых им сферах общественной жизни;

- правореализующая форма предполагает действия государственных органов, направленные на конкретизацию общих (программных) документов их деятельности посредством принятия главным образом правоприменительных актов;

- правообеспечивающая форма решает вопросы контроля и надзора за соблюдением, исполнением и применением юридически обязательных велений, а также привлечения к юридической ответственности за возможные правонарушения.

Предлагается учитывать и неправовые формы осуществления функций государства, к которым относят организационно-подготовительную работу, охватывающую большой объем не юридически значимых действий, однако оказывающихся необходимыми для процесса выполнения функций. Такими считают подготовительную деятельность по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, рабочее планирование, инструктирование, проведение совещаний, текущий контроль над исполнением принятых решений и т.п.

Ведущими методами, применяемыми государством в процессе осуществления функций, являются:

- метод государственного принуждения, представляющий собой властно-побудительное воздействие компетентных государственных органов на определенные категории правовых лиц, не допускающее отступлений от правовых предписаний. Таким образом государство стремится достичь единообразия в реализации своих функций, предупредить правонарушения и иные нежелательные последствия, пресечь их наступление, восстановить нарушенные правосостояния, наказать правонарушителя;

- метод государственного убеждения предусматривает воздействие государственных органов на правовых лиц посредством отстаивания правильности, оправданности, правомерности действий государства;

- метод договорного регулирования, предоставляющий правовым лицам автономность и самостоятельность в их законной деятельности в рамках осуществления государственных функций;

- метод рекомендаций, ориентирующий субъектов права на желательный или приемлемый с точки зрения государства вариант действий;

- метод поощрений, призванный стимулировать желательное для государства правомерное поведение.

 

Контрольные вопросы по теме

 

· Какую роль играет государство в современном обществе

· В чем суть различий во взглядах на государство древнегреческих и римских мыслителей?

· Какова триада исходных признаков государств?

· В чем отличие политологического и функционального подходов к пониманию государства?

· Что означает признание государства универсальной властью?

· Возможно ли принудительное ограничение государственного суверенитета?

· Почему право рассматривается одним из признаков государства?

· Является ли членство государств в Организации Объединенных Наций обязательным?

· В чем отличие конститутивной и декларативной теорий признания государства?

· Что следует выделить в качестве главной функции государства?

· В чем различия между правозащитной и правоохранительной функциями?

· Раскройте содержание фискальной функции

 

Дополнительная литература к теме

Бабаев В.К., Бабаев С.В. Функции современного российского государства. Н.Новгород, 2001

Бабурин С.Н. Мир империй: Территория государства и мировой порядок. СПб., 2005

Бельский К. С. Государство и налоги //Государство и право. 2007. № 11

Бутромеев В.П., Бутромеев В.В., Бутромеева Н.В. Символ власти: иллюстрированный энциклопедический справочник (Флаги, гербы, правители, награды, деньги всех стран и времен). М., 2007

Бутенко А.Б. Государство: его вчерашние и сегодняшние характеристики //Государство и право. 2003. № 7

Государственная символика Российской Федерации. М., 2004

Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: очерки истории. – М., 2000

Еллинек Г. Общее учение о государстве. Пер. с нем. СПб., 2004 (по изд. 1903 г.)

Жуков В. Н. Государство как ценность //Государство и право. 2009. № 9

Овсепян Ж.И. Государственное принуждение как правовая категория (Теоретическая формула соотношения принуждения с государством и правом) //Государство и право. 2007. № 12

Пастухова Н.Б. О многообразии подходов к трактовке и пониманию суверенитета //Государство и право. 2007. № 12

Тихомиров Ю.А. О модернизации государства //Журнал российского права. 2004. № 4

Чиркин В.Е. Современное государство. – М., 2001.

Глава VII. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВА

Общая характеристика современных учений о государстве. – Элитарно-технократические концепции государства. – Учение о правовом государстве. – Теории «благоденствующего» и «благоприятствующего» государства. – Учение глобализма в контексте

«мирового государства»

2. Общая характеристика современных учений о государстве

Резкие и неоднократные повороты социального бытия в предыдущем столетии, стремительно происходящие изменения на политической карте мира свидетельствуют, помимо прочего, о противоречивой сути государства как такового, многогранности его проявления в жизни общества. Эти процессы инициируют поиски иных методологических подходов к восприятию государства в новых исторических реалиях или их уточнения и интерпретации с учетом закрепления в международных отношениях более цивилизованных порядков, а внутри большинства стран – общедемократических ценностей.

Тем самым, плюрализм учений и концепций современного государства логичен, объясним и связан с:

- развалом прежних устоявшихся объединений государств с единой официальной идеологией (прежде всего, казавшегося целостным блока стран так называемого социалистического лагеря);

- крушением империй, в которых зависимым территориям навязывался определенный государственно-политический строй;

- появлением десятков новых государств, стремящихся обосновать свою правомерность и назначение;

- сосуществованием в современном мире стран с различными государственно-политическими режимами;

- особенностями процессов так называемой переходной государственности, свойственных странам, которые ставят своей целью утвердиться в демократических формах развития;

- интеграционными процессами, в результате которых происходят существенные изменения в политико-правовой жизни стран-участниц;

- стремлением выявить и определить общие параметры современного государства, стандартам которого должны следовать страны мирового сообщества.

К характерным чертам современных научных обращений к государству следует отнести преодоление прежних антиэтатистских взглядов и теорий, преследовавших цель нивелировать особую роль государства в обществе. Они вытесняются концепциями, обосновывающими процессы усиления регулирующего значения государства как инструмента социально-экономических преобразований и в то же время гаранта демократии и прав человека.

С окончанием многолетнего противоборства западного и коммунистического блоков государств отходят в прошлые учения, строившие свои выводы на необходимости ассимиляции капитализма и социализма. В частности, стала достоянием истории теория конвергенции, согласно которой государство должно представлять собой синтез различных социально-политических систем, основанный на общих индустриальных, культурных и организационных аспектах, которые порождает научно-техническая революция. Соединение двух систем произошло не путем заимствования друг у друга позитивного опыта, не на базе либерализации и плюрализма, как предсказывалось ранее, а путем поглощения одной из них. Активный разработчик концепции Збигнев Бжезинский, подводя итоги развития государственных систем в ХХ веке, констатировал, что теория конвергенции закончилась установлением одной сверхдержавы и превращения другой в «обеспокоенное национальное государство»[35].

Национальные проблемы в ряде стран – бывших республик Советского Союза, в государствах Восточной и Юго-Восточной Европы, действительно, носят острый характер, затрагивая и теоретические воззрения на государство. В некоторых из них теория национального государства постепенно приобретает статус официальной доктрины, обуславливающей право титульной нации на суверенность, полновластие и исключительность по сравнению с другими нациями и народностями.

Однако большей частью современные концепции государства склонны рассматривать его средством обеспечения социального компромисса как в моно-, так и в полиэтническом обществе, механизмом осуществления принципов свободной политической конкуренции между различными группами и слоями.

В современной государственно-политической мысли возможно выделение основных направлений, связывающих учения и теории:

- концепции, затрагивающие механизм управления государством (доктрины элит и технократии, а также их современные интерпретации в виде учений об элитарной демократии, корпоративном государстве или государстве «социального контракта»);

- концепции, выясняющие цели и задачи государства (учение о правовом государстве, различные теории «максимального» и «минимального» государства);

- прогностические концепции, обращающиеся к перспективам государственности как общечеловеческой ценности (учения о «мировом государстве»).

2.Элитарно-технократические концепции государства

Обоснование разделения общества на управляющих и управляемых можно найти во взглядах многих мыслителей (от Платона и Н.Макиавелли до К.Маркса и Ф.Ницше), обращавшихся к сущности государства. В ХХ столетии политиками была востребована доктрина, утверждавшая монополию на государственную власть господствующего меньшинства (элиты, от фр. elite – лучшее, отборное, избранное), которое имеет особые права на правление.

Элитарная теория государства отрицала способность масс к управлению, а демократия рассматривалась как утопия или мираж, в погоне за которым некомпетентные массы становятся инструментом в руках демагогов. «Масса никогда не определяет власть», - утверждал итальянский политолог Вильфредо Парето ( 1848-1923). Он выдвинул концепцию «циркуляции (смены) элит», согласно которой основа общественных процессов – творческая сила и борьба элит за власть. Его соотечественник Гаэтано Моска (1858-1941) в разработанной им концепции о «политическом или правящем классе» напрямую связывал свободу людей не с демократией, а с компетентной правящей элитой, к которой он относил наиболее активных в политике людей.

Общими для теории раннего элитаризма было понимание элиты как в определенной степени сплоченной группы, представители которой получили наивысшие показатели в сфере их деятельности в силу обладания особыми духовными, социальными и политическими качествами. Она осознает себя привилегированным и доминирующим слоем общества и таковой воспринимается всеми остальными.

Господствующая элита способна со временем утерять свои лучшие качества, творческую энергию и потому вырождается. Ей на смену готовится новая потенциальная группа, стремящаяся к власти. Однако добровольной ее передачи не происходит, в силу чего замена элит идет путем насильственных переворотов, что, в конечном счете, полезно для общества и государства.

В последние десятилетия прежняя концепция получает новое развитие, связанное с переосмыслением сути элитарного правления в условиях демократического общества. В нем предполагается одновременное сосуществование нескольких элит, ни одна из которых не доминирует во всех сферах государственной власти. Государство обеспечивает свободную конкуренцию между ними, основанную на принципах политического и партийного плюрализма. Концепции элитарной демократии (в частности, теория демократического господства элит, теория множественности элит) отрицают наличие в обществе привилегированного слоя как единой субстанции; именно множественность элит ведет к сбалансированному управлению государством на основе согласия между ними о «правилах игры» в цивилизованной борьбе за власть.

Одним из течений концепции элитарной демократии рассматривается современная интерпретация технократической теории государства. В классической модели, разработанной еще в ХVIII-ХIХ веках, технократия (от греч. techno - и kratos – власть ремесла, мастерство) виделась как власть, основанная на специальных знаниях и компетенции людей, особо предназначенных в силу этого для управления государственными делами. Первоначально теория основывалась на идеях французского мыслителя Клода Анри Сен-Симона (1760-1825) о «промышленниках», ведающих как устроить государство на принципах добротно работающего производства. В дальнейшем эти положения были развиты американскими и западноевропейскими социологами, экономистами и политологами (К. Жиллетт, Т.Веблен, Дж. Гэлбрейт, Д.Бэлл, А.Тоффлер и др.) в учении о «властвующей технократической элите», формируемой из профессионалов и технических специалистов.

Модернизованная доктрина технократии исходит из факта все большего воздействия на жизнь общества результатов научно-технического прогресса, в силу чего руководство государства должно сосредотачиваться в руках управляющих (менеджеров), представителей нового политического класса – класса технократов (администраторов, ученых-специалистов, советников, экспертов и т.п.).

Один из современных вариантов технократического учения – теория корпоративного государства исходит из представления о нем как едином объединении, производящем общественные блага, понимаемые как своеобразные социальные технологии, и механизм которого идентичен системе успешно работающей корпорации.

Другая концепция, изложенная в теории государства «социального контракта», констатирует конец «идеологической охлократии и пустопорожних политических дискуссий». Необходимо создание новой конструкции власти, действующей не на основе одностороннего социального договора, а на базе адекватного ожиданиям общества срочного двустороннего социального контракта, взаимовыгодного для обеих сторон. С одной стороны, - это избиратели и налогоплательщики, с другой – признанные специалисты, доказавшие свою компетентность удачной профессиональной деятельностью. Их объединяет желание достичь успеха в деятельности государства-«корпорации». Таким образом, должна формироваться власть профессионалов, ищущих самореализации и самоутверждения в построении эффективного государственного управления.

 

3.Учение о правовом государстве

Государство, связанное правом, - это идея, которая вынашивалась столетиями, а ее начала прослеживаются еще в трудах древних мыслителей. Смысл подчинения государства праву заключается в стремлении оградить чрезмерные притязания правителя на отождествление себя с властью, желании ограничить всеохватывающую государственную опеку над человеком. Античные авторы связывали «правильное» государство с «властью закона» (Аристотель) и предсказывали гибель государства там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» (Платон).

Принципиальное значение для оформления учения о правовом государстве имело распространение в Европе XVII-ХVIII столетий естественно-правовых идей, согласно которым народ должен контролировать государственную власть посредством законов, им же и принимаемых. Существенный вклад в развитие концепции правового государства внесли основоположники естественно-правовой теории Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо. Постулат контроля находит обоснование в теории господства права (Rule of Law), понимаемого, прежде всего, как народовластие в форме суверенитета парламента (Дж. Локк).

Философские начала правового государства отражены в произведениях немецких ученых конца XVIII- начала ХIХ веков (И.Кант (1724-1804), К.Т. Вельнер (1790-1869), Р. фон Моль (1799-1875), Ф.Ю. Шталь (1802-1861), где и появилось впервые само понятие Rechtsstaat, приписываемое Карлу Вельнеру (1813). Одно из самых известных определений принадлежит Фридриху Шталю: «Государство должно быть правовым государством, - вот девиз новейшего времени. Государство должно точно определять пути и границы своей деятельности, а также сферу свободы своих граждан посредством права как нерушимой гарантии». Такое государство рассматривалось как конституционное, т.е. такое, что в своем основном законе отражает основные правовые требования к нему со стороны общества и народа.

Впервые законодательным путем идея правового государства закрепляется в послевоенной Европе. В частности, термин «правовое государство» конституциирован в 1946 году в Баварии, которая затем в качестве одной из федеральных земель вошла в состав Западной Германии. Основной Закон ФРГ от 23 мая 1949 года провозглашает эту страну «демократическим и социальным правовым государством». Несколько позднее данная идея закрепляется в постфранковской Испании, где Конституция от 27 декабря 1978 года в преамбуле заявляет о стремлении нации «установить правовое государство, которое обеспечивает верховенство закона, как выражения воли народа». Последующие десятилетия стали периодом повсеместной констатации о наличии в той или иной стране состояния правогосударственности.

Современное понимание правового государства отводит конституционному закреплению принципов такого государства важное место; в то же время акцентируется внимание на решающем значении практического воплощения идеи об оптимальной организации государственной власти на общедемократических началах. Действительно, в мире сложилась противоречивая ситуация, когда, во-первых, упоминание о правовом государстве становится как бы обязательным ритуалом всех современных конституций, в том числе конституций стран, далеко не соответствующим ими же вписанным параметрам правогосударственности. Во-вторых, в конституциях ряда действительно демократических государств отсутствуют положения, прямо связывающих напрямую их с правовым государством.

Учение о правовом государстве исходит из того, что такое государство не может быть декретировано специальным актом либо навязано силой. Это процесс, происходящий естественным путем, результат стабильного демократического развития общества. В большей степени конституционное закрепление за государством столь обязывающего звания носит характер ориентирующей цели, к достижению которой необходимо стремиться, осознавая, что этот процесс может оказаться весьма длительным.

Правовое государство – это демократическое государство, основанное на господстве права и верховенстве закона, осуществляющее власть посредством ее разделения и при приоритете прав личности.

К характерным признакам современного правового государства следует отнести:

- демократический государственно-политический режим, характеризующийся стабильностью и легитимностью тех средств и методов, которыми руководствуется государственная власть;

- связанность правом, т.е. все государственные решения должны иметь легальную основу, обеспечивая юридическое равенство всех субъектов, в т.ч. и самого государства;

- верховенство закона, предполагающее подчинение деятельности всех органов государства конституции и законам, имеющим прямое действие;

- конституционный (судебный) контроль над соответствием основному закону всех иных нормативных актов, требующий восстановления, в случае нарушения, установленного конституционного порядка;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, носящее реальный характер на основе их равновесия и взаимодействия;

- нерушимость прав личности, включающая признание и гарантированность не только прав собственных граждан, но и всех категорий населения страны;

- развитое гражданское общество, объединяющее все то, что не является политической властью, и стоящее на защите частных интересов (система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов, которые призваны поддерживать порядок в обществе негосударственными методами, основанными на социальных нормах, традициях и культуре населения).

4. Теории «благоденствующего» и «благоприятствующего» государства

Существенный вопрос, стоящий перед государственной властью, - насколько далеко может быть вовлечено государство в процесс обеспечения блага всех членов общества. Английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) в предвоенные годы обосновал идею о необходимости активного государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь общества как средства стабилизации хозяйственных, производственных и политических процессов. Именно его размышления («кейнсианство») были положены в основу появления многочисленных вариантов концепции «благоденствующего государства» (Wellfare State).

В соответствии с концепцией полное господство частной собственности и свободной экономической конкуренции приводит к чрезмерной социально-экономической поляризации населения. Государственное регулирование экономикой, наоборот, будет способствовать преодолению социальных проблем и антагонизмов. Соответственно, должны расширяться социальные услуги населению, социальное обеспечение и страхование, помощь малообеспеченным, поддержание высокого уровня правопорядка, воздействие на рынок путем политики цен, инвестиций, государственных знаков, кредитной политики и т.п.

Максимализм в социальной политике, когда государство «социального благоденствия» брало на себя необоснованно завышенные услуги, превосходящие его возможности, помимо прочего, привел в ряде стран Запада к развитию среди населения тенденций тунеядства, поскольку целые пласты трудоспособных граждан предпочитали жить на пособия, но не трудиться, а также к бегству из страны капитала, массовой безработице и снижению, как результат, социальных гарантий. Подвергается критике и практика излишнего государственного регулирования.

В настоящее время все явственнее звучат призывы к большей сочетаемости социальной роли государства и собственной заботы членов общества о себе. В связи с чем пересматривается отношение к самой концепции[36]. Большее предпочтение ныне вызывают доктрины «минимального» или «субсидиарного» государства, оказывающего помощь лишь самым нуждающимся слоям общества. При этом граждане должны, прежде всего, рассчитывать на результаты собственного труда, учитываемые при выполнении государством социальных услуг.

Господствует же идея «государства, благоприятствующего труду» (Workfare State), суть которого состоит в проведении политики обеспечения только основных нужд человека (прожиточный минимум, образование, здравоохранение и инфраструктура его обитания). Так, лидер свободных демократов и вице-канцлер ФРГ Гидо Вестервелле, раскрывая отношение его партии к политике социально ориентированного государства, заявляет, что ни одно из таких государств не сможет функционировать, если доход безработного окажется больше, чем у тех, кто трудится: «Обещание предоставить легкое и без усилий достижимое благосостояние ведет к упадку, подобному тому, который существовал в период поздней Римской империи»[37].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow