Буддизм — самая древняя мировая религия, он возник в середине I тысячелетия до н. э. в Индии в период распада родоплеменных связей и образования рабовладельческих государств. Духовно-культурной предпосылкой буддизма была древняя религия Индии — брахманизм. Основателем
буддизма считается Будда (санскр. — просветленный) Шакья-Муни («мудрец из племени шакьев»); большинство ученых-буддологов считает датами его жизни 564/563-483 гг. до н. э. В III в. до н. э. правитель крупнейшего государства Индии Ашока (ок. 268 — ок. 231/232 до н. э.) объявил себя покровителем буддийского монашества и защитником вероучения буддизма. Достигнув расцвета в Индии в конце I тысячелетия до н. э., буддизм затем утратил влияние в этой стране и получил распространение в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас в мире насчитывается около 800 миллионов буддистов.
В III в. до н. э. на собрании буддийского монашества было сформулировано представление о «трех драгоценностях» буддизма: Учителе — Будде, Учении — Дхарме, Общине — Сангхе. Позже появляются канонические тексты, центральное место среди которых занимает палийский канон (на языке пали) «Типитака» или «Трипитака» («Три корзины»: Корзина устава общины-сангхи, Корзина учения, Корзина толкования учения).
|
|
Считается, что учение буддизма имеет три признака: признание непостоянства и изменчивости всего сущего, несуществование вечной души человека, понимание жизни как страдания. Все сущее имеет в своей основе дхармы. Поток этих нематериальных частиц, их различные комбинации определяют бытие неживых предметов, растений, животных, человека и т. д. После распадения данного сочетания дхарм соответствующая их комбинация исчезает. Распадение дхарм человека означает его смерть, но сами дхармы не исчезают, а образуют новую комбинацию. Происходит перерождение индивида в ином облике. Этот процесс текучести и непостоянства, перехода из одного состояния в другое, перерождения называют сансарой (санскр. — странствование, круговорот), или «колесом бытия», «колесом жизни». С идеей сансары связана идея кармы (пали — действие, деяние), согласно которой перевоплощение совершается в более благоприятных или менее благоприятных формах в зависимости от совершенных поступков.
Особое значение в буддизме имеет учение о «четырех благородных истинах»: 1) жизнь есть страдание, 2) причина всех страданий — желания, особенно «жажда бытия», 3) возможно освобождение от страдания, 4) существует восьмичленный путь, ведущий к освобождению от страдания: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное направление мысли, правильное созерцание. Идя по этому пути, буддист может достичь состояния нирваны (санскр. — угасание): отрешения от всего земного, бесстрастия, покоя, слияния с Буддой и проч. И тогда цепь перерождений — сансара — может быть прервана.
|
|
Буддизм - политеистическая (греч. — многобожие) религия, признает существование множества богов. Культовая система буддизма связана с положениями вероучения, а также и с особенностями условий его функционирования в той или иной стране. Особое место занимают ритуалы, посвященные событиям из жизни Будды: почитание мест, где он родился, достиг просветления, где произнес первую проповедь, где умер,
реликвий (например, «Зуба Будды» в храме «Зуба Будды» на Цейлоне), статуй Будды. Распространено поклонение священным растениям и животным: дереву Бодхи, под которым на Будду сошло просветление, лотосу, змее, слону, газели и проч. Существует годовой праздничный цикл, вписанный в культурно-этническую и географическую среду.
В буддизме имеется ряд направлений, наиболее ранними являются хинаяна и махаяна, оформившиеся в первые века нашей эры. Хинаяна (санскр. — узкая колесница, узкий путь освобождения) обещает освобождение от страданий, от сансары только монахам, членам сангхи. Махаяна (санскр. — широкая колесница) считает, что достичь освобождения от сансары может не только монах, но и любой верующий, соблюдающий обеты духовного совершенства. Ламаизм (тибет. «лама» — высочайший) складывался в Тибете в VII—XTVbb. на основе махаяны, однако на его формирование оказали влияние и другие буддийские направления. Термин «ламаизм» — не самоназвание, в Тибете учение Будды именуют «Путь» или «Закон». В начале 60-х годов XX в. Далай-лама XIV (монг., тиб. - учитель, чьи знания бесконечны, как океан) предложил отказаться от термина «ламаизм» и говорить о тибетском, монгольском, тувинском, бурятском, калмыцком буддизме, однако в научном языке термин пока используется. Тибетско-монгольская литература представляет собой переводы «Типитаки» с пали и санскрита, а также содержит и оригинальные тексты. В культе важное место занимает хурал (монг.) — религиозная служба в ламаитском монастыре, процедуры заклинаний, особенно мистерия цам (монг.) с выступлением «актеров» — лам, с демонстрацией масок, костюмов, пантомим.