Методика 22. Выяснение пассивного словарного запаса

В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагаются те же самые пять наборов слов по десять слов в каждом, которые были использованы в только что описанной ме­тодике. Процедура проведения данной методики состоит в сле­дующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда — «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый после­дующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интерва­лом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время про­слушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым поня­тие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее по­следовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл». Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого про­слушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд.

Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, -исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не пред­примет попыток отыскать все слова из последующих рядов, под­ходящие ко всем словам из первого ряда. Замечание. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл иско­мых слов. Например, если к началу прочтения чет­вертого ряда в ответ на слово-стимул из первого ряда «велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль»,


_______________ Часть 1, Психологическая диагностика _____________

то перед началом чтения ему четвертого ряда экспе­риментатор должен сказать ребенку примерно сле­дующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова "вело­сипед", "самолет" и "автомобиль", которые имеют об­щий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услы­шишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: