Мировой финансовый кризис

Сравнивая финансовый кризис 2008-2009гг. с Великой депрессией 1929-1933гг., можно сопоставить, пожалуй, только глубину и размеры охвата по многим странам мирового хозяйства. Однако, ни причины возникновения, ни масштабы ущерба, ни уровень взаимозависимости национальных экономик, а тем более – технологии и методы борьбы совершенно отличны. Заметно изменились с тех времен также все пять функции денег, особенно – функция мировых денег. Следует обратить также внимание на разные уровни социально-экономического развития, а следовательно и на уязвимость национального хозяйства или на возможную степень защищенности от подобных ударов. Целесообразно обратить внимание на мировой и национальный уровни финансового кризиса с точки зрения финансовой безопасности.

Для полноценного анализа необходимо анализировать финансовый рынок с его составными – денежным рынком (по краткосрочным кредитным операциям одного года) и рынком капиталов, состоящий из обычного, учетного, межбанковского и валютного рынков. С точки зрения причин современного финансового кризиса важно познать суть первичного рынка, который возникает в момент эмиссии ценных бумаг, где еще мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, причем – не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и не биржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, которые не котируются на бирже. Именно на таких рынках образовалась виртуальная экономика: со временем цена акций различных компаний растет до уровня, не имеющего ничего общего с реальной ценой активов этих компаний, что и приводит к кризисным потрясениям, посредством которых восстанавливается соотношение между этими понятиями.

Последний кризис охватил и рынок капиталов со средне- и долгосрочными кредитами, а также акциями и облигациями (с рынком ценных бумаг и рынком средне- и долгосрочных банковских кредитов). И поскольку рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков, можно представить масштабы потерь как по прямым так и по портфельным инвестициям. До финансового кризиса денежный рынок предоставлял высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, а рынок капиталов – долгосрочные потребности в финансовых ресурсах. Целесообразно также обратить отдельное внимание на кредитный рынок, на рынок ценных бумаг и на валютный рынок. На структуру финансового рынка резко упали котировки средне и долгосрочных ценных бумаг, и началась паника, а затем и массовый отказ от векселей, чеков, акций, облигаций, депозитных сертификатов, казначейских обязательств и т.д.

Кризис сильно ударил и по международному валютному рынку, частично парализуя обслуживание международного платежного оборота, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. В целом, на валютных рынках продолжается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.

В обозримом будущем на мировом финансовом рынке резких колебаний по двум ключевым валютам (доллар и евро) не следует ожидать. Поскольку США и Европа являются центрами мировой экономики, они должны координировать свои действия и слишком высокий или слишком низкий курс евро или доллара в первую очередь не устраивает сверхдержавы. С введением евро на мировой финансовый рынок положен конец однополюсному валютному миру, что в будущем может стать основой для перехода к многополюсной валютной системе.

Уже сегодня евро занимает особое место в мировой экономике - спрос на евро естественным образом растет. Ряд стран, включая страны ОПЕК и Китай, сейчас уже склонны больше использовать евро в качестве ключевой валюты. Однако это вовсе не означает, что "диктату" доллара настал конец. В связи с технической системой американских банков во всем мире обслуживать доллар намного легче. Кроме того, несмотря на попытки европейских стран избавится от избытка доллара, рынок евродоллара на сегодняшний день все еще объемен. Падение евро в последние дни связано с так называемым "перегревом" на мировом валютном рынке. Кроме того, снижение курса евро было связано и низкими темпами развития экономик европейских стран.

Несмотря на кризисные явления в экономики США, страна довольно быстро сумела найти пути относительного "оздоровления". Тем не менее, падение курса евро продолжится до достижения естественного уровня. В этой связи падение евро не стоит связывать с изменением направления линии тренда.

Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. В этой связи беспрецедентное вмешательство государство в экономику вполне объяснимо. И если иногда правительства отказываются “выкупить” частные компании по производству автомобилей или других товаров, то для спасения банков, которые напрямую связаны с финансовым рынком и кредитными ресурсами, развитые страны почти не экономят деньги. Следует помнить, что денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, а рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах. Что касается причин возникновения, то можно заметить, что кризис начался еще два года назад, когда в США начался ипотечный кризис. Главной его причиной стал рост невозвратов жилищных кредитов неблагонадёжными заёмщиками. Традиционно банки финансировали предоставление ипотечных кредитов через привлекаемые депозиты, что ограничивало их количество. Однако в последние годы банки стали использовать новую модель: они секюритизировали ипотечные кредиты и продавали эти ценные бумаги на фондовом рынке. Это намного облегчило задачу финансирования дополнительных заимствований. Однако вместе с тем это привело к злоупотреблениям, поскольку у банков снижается стимул проверки надёжности предоставляемых ипотечных кредитов. Федеральная Резервная Система США снизила ставку с 6 до 1%, при этом правительство увеличило государственные расходы (при снижении налогов), что обусловило стремительный рост дефицита бюджета, а также внешнего долга, выросшего почти в 2.5 раза. Дешёвые деньги способствовали активному росту как на фондовом рынке, где рост индексов с 2003 г. по 2007 г. составил свыше 60%, так и на рынке недвижимости, пережившем настоящий спекулятивный "бум", росшего в 2002-2005 гг. темпами несколько десятков процентов в год.

Значительная часть операций по покупке домов превысили реальный спрос и были совершены в надежде на прибыль с учётом роста цен. Вместе с тем в течение всего периода низких процентных ставок не только США, но и мир был чрезмерно переполнен ликвидностью, а банки нашли превосходные возможности продлить свои кредиты и получать прибыль. Они были более склонны поступать, таким образом, так как могли предполагать, что в случае проблем государство спасёт их. Банки стали предлагать населению изощренные банковские продукты, переносившие первоначальные платежи в будущее, в ряде банковских продуктах первоначальный взнос при покупке дома был обнулён.

Значительная часть операций по покупке домов превысили реальный спрос и были совершены в надежде на прибыль с учётом роста цен. Заёмщики стали брать кредиты с плавающей ставкой, которая на тот момент казалась невысокой. Но экономика "перегрелась" и ФРС стал постепенно повышать ставку с 1% в середине 2004г. до 5,25% к лету 2006 г, что постепенно привело к снижению цен на рынке жилья и повышению невыплат по кредитам. Так как заёмщики попали в тиски процентного риска, их ежемесячные процентные расходы за 2003-2006 г. увеличились примерно на 35%. По данным за октябрь 2007г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в ряде штатов недвижимость "просела" на 8-12 %, а в среднем по 20 крупнейшим городам на 6,1%, что соответствует самому сильному падению за последние 16 лет. При этом наиболее сильное падение произошло с марта этого года.

В целях обеспечения финансовой безопасности, многие банки закрыли лимиты друг на друга. Ипотечные облигации упали в цене, новые выпуски не нашли покупателей. На рынке возник дефицит ликвидности, вызванный потерями заёмщиков и банков и переоценкой рисков участниками рынка. Другим немаловажным последствием финансового кризиса стал рост цен на продукты питания, резкий рост, а потом спад цены на нефть. С марта 2008г. Намечался стабильный рост цен на продукты питания. В июне цены на продукты питания превысили аналогичный показатель в 2007г. на 10%. Что касается цены на нефть, то мировой нефтяной рынок долгое время продолжал ставить рекорд за рекордом: стоимость нефтяной "корзины" ОПЕК, включающей в себя 13 сортов нефти, добываемой членами-странами картеля, в феврале впервые превысила отметку $100 за баррель и достигла своего максимального значения в $147 в июне 2008 года. Такой стремительный рост объясняется тем, что в условиях финансового кризиса повысились риски традиционных финансовых инструментов, заставив инвесторов обратить внимание на товарный рынок. Именно спекулятивным закачиванием средств в нефтяные, зерновые и другие товарные фьючерсы, а не реальным спросом на их базовые активы объяснялся всплеск цен на мировых товарных рынках. Однако уже с июня цена нефти стала резко снижаться. Всего за несколько месяцев цена нефти упала более чем в два раза. В связи с таким резким падением цен на нефть многие склонны драматизировать ситуацию. Однако резкое падение за последние месяцы вплоть до $30 скорее надо рассматривать как ожидаемую коррекцию к предыдущему сумасшедшему росту. Образно говоря, нефть почти ни на чём выросла, и ни на чём и упала, что лишь доказывает спекулятивный характер торгов последних лет. В результате, всё это оказало воздействие на экономические отрасли, связанные с такими вопросами, как ценность сбережения, плата за найм, цена на недвижимость, международная торговля и торговые обменные операции и др.

Для стабильности финансовой системы страны важным предусловием является стабильное развитие мировой экономики и отсутствие нежелательных потрясений международных фондовых рынков. Стабильное развитие мировой экономики создаёт благоприятные условия для устойчивого развития внешней торговли – стабильности цен на импортируемые товары и роста спроса на экспортируемые товары, для притока внешних частных инвестиций, частных трансфертов и факторных доходов. И хотя существует мнение, что нынешний финансовый кризис вряд ли будет влиять на экономику некоторых слаборазвитых стран, в силу их низкого уровня интегрированности в мировую экономику, тем не менее, стабильность мировой экономики имеет ключевое значение для экономической безопасности любого государства. Следовательно, если не в краткосрочной, то в долгосрочной перспективе мировой финансовый кризис не может обойти стороной ни одну страну в мире. Воздействие возможно по информационным технологиям, трансфертам, инвестициям, строительству, финансовому сектору, туризму и многим другим отраслям. Ожидается дальнейшее сокращение экспорта и ухудшение торгового и платёжного балансов, замораживание инвестиционных проектов, сокращение частных трансфертов, что также отрицательно скажется на потребительском спросе, сокращение кредитов, снижение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, а также росте безработицы.

В сложившихся условиях не исключается, что все это может привести к росту теневой экономики и обострению социальных проблем.

Каковы уроки финансового кризиса? Необходимо перейти от ре-активной внешнеэкономической политики к про-активной политике с большей долей инициативы основанной на реалистических прогнозах и учете предстоящих тенденций в мировой экономике. На этапе кризиса страны с переходной экономикой могут воспользоваться и приобретать новые технологии и оборудование по достаточно низким ценам, тем самым способствовать улучшению конкурентоспособности отечественных товаров. С этой целью необходимо диверсифицировать таможенные пошлины и снизить их для новой техники и технологии причем расчеты вести не на основе рыночной цены а по фактической цене (по инвойсу) приобретения. Целесообразно также приобретение в больших объёмах особенно тех товаров, которыми можно восполнить государственные резервы. Многие товары широкого потребления и топливо стоят дешевле на мировом рынке и государство само может воспользоваться этим случаем закупая все необходимое прямо от производителя. На этом этапе необходимо снизить учетную ставку кредита и создать более льготные условия для предпринимателей особенно в малом и среднем бизнесе. Высокие проценты за кредит отпугивают даже на этапе подъёма экономики.

Искусственные катализаторы, как известно, могут быть оправданы в краткосрочной перспективе и только для тактических, а не стратегических решений. Государственный долг США давно уже перевалил за 12 трлн. долларов, а резервы приблизились к нулю в период финансового кризиса.

Все это, наряду с ипотечным кризисом не могло не сказаться на состояние мировой экономики. Если в 2007г. рост мирового ВВП составил около 5%, то в 2008г. Он резко упал и опустился ниже 4%.

Воздействие на страны с переходной экономикой не очень сильно ощущается на первом этапе кризиса ввиду того, что во многих из них не сформировался рынок ценных бумаг, а финансовый рынок представлен только в форме банков и страховых компаний. Последние обстоятельства и не позволяют национальную экономику быть интегрированной в мировое хозяйство и международные финансовые рынки. Следующее важное обстоятельство изоляции является низкий уровень конкурентоспособности отечественной экономики в целом. Однако, ожидаемые последствия могут быть и косвенным образом – через сокращение иностранных инвестиций, в том числе и на рынке ипотечного кредитования, за счет сокращения частных трансфертов из стран которые испытывают серьезные финансовые потрясения и прочее. Наконец, будучи импорто-ориентированными с точки зрения готовой продукции, многие страны с переходной экономикой ощущают колебания цен на мировом рынке.

Первый урок кризиса – отказ от искусственных методов регулирования экономики: акцентировать не на финансовом секторе, а на реальном, который в последнее время сильной оторван от обслуживающего механизма биржи.

Второй урок – не слишком часто прибегать к контролирующим и регулирующим функциям государства, а их злоупотребление в долгосрочном

плане приводит к тяжелым экономическим и финансовым последствиям.

Третий урок – как это стало очевидно после кризиса в Аргентине в 1998г., финансовая элита призвана обслуживать интересы не политической элиты, а служить интересам предпринимательского, в частности – промышленного капитала и способствовать оживлению малого и среднего бизнеса.

Четвертый урок – страны должны диверсифицировать свои торгово- экономические связи с целью не допущения зависимости от одного-двух стран и предоставить право выбора не только потребителям, но и разнообразить источники для новых инвестиционных проектов.

Пятый урок – правительство должно изыскать нестандартные пути выхода из тупика и сократить существующую зависимость от импорта. Это, в свою очередь, позволит сокращать зависимость от резких колебаний цен на мировых рынках.

Шестой урок – необходимо максимально воспользоваться низкими ценами на мировых рынках товаров и услуг, что, в свою очередь, создают благоприятные условия для оживления национальной экономики.

Пути преодоления финансового кризиса. “Большая двадцатка” предлагает для урегулирования глобального финансового кризиса следующие пять принципов: усиление прозрачности и подотчётности, совершенствование государственного регулирования, содействие целостности рынка, укрепление сотрудничества, реформирование международных институтов. Помимо этого, планируется создать так называемую “коллегию наблюдателей” для мониторинга деятельности ведущих мировых финансовых институтов. Наблюдатели также будут должны следить за тем, чтобы соблюдалась рыночная дисциплина, а также чтобы избежать потенциально неблагоприятного воздействия на другие страны.

Среди множества подходов к управлению кризисных явлений остается государственное вмешательство в своих разных проявлениях. Многие страны с развитой рыночной экономикой прибегают к тем методам за что резко критиковали свое время социалистические страны. В частности, широко практикуются экспортные субсидии, патенты, квоты и тарифы, а также государственные заказы для разных компаний. Предметом острых дискуссий на данном этапе мирового финансового кризиса является следующее: может ли государственное регулирование стать фактором способствующим увеличению конкурентоспособности товаров и услуг или вредит им и снижает их уровень. В этом смысле нельзя не считаться с точкой зрения профессора Роберта Рейха о том, что государство любой ценой должно способствовать нормальному функционированию промышленности, оборонной сферы и других предприятий стратегического назначения, обеспечивающих не только национальную безопасность, но и пропорциональное развитие других отраслей, прибыль которых в большинстве своем зависит от местного рынка. С другой стороны не менее важен процесс интернационализации местных конкурентоспособных предприятий, расширение экспортных возможностей с созданием стратегических альянсов или формированием таковых, имея ввиду возможность создания рабочих мест и постоянное улучшение конкурентоспособности на международном уровне. В итоге обеспечиваются потребности местных и иностранных потребителей, дополнительные валютные поступления в госбюджет, увеличивается ВВП. Опыт многих международных компаний показывает, что без активного участия в стратегических альянсах, которые являются частью нового экономического строя, многие товары и услуги практически будут приговорены к потере своего места на мировом рынке, соответственно ставя под угрозу существующий уровень конкурентоспособности. В свою очередь, стратегические альянсы могут играть исключительную роль в применении методов и форм свободной и справедливой торговли, а также в деле сокращения и устранения препятствий на пути внешней торговли. В частности, это становится возможным благодаря лоббистским мероприятиям проводимым членами различных стратегических альянсов совместно с различными организациями, направленные на правительства членов этих организаций, двухсторонним и многосторонним переговорам, договорам, а иногда и созданию новых международных альянсов (СНГ, Черноморское Экономическое Сообщество, АСЕАН и др.).

Исследования показывают, что с инициативой создания таких стратегических альянсов выступают не столько страны имеющие прямую выгоду (в основном развивающиеся страны), сколько страны ожидающие определенные политические и экономические дивиденды от таких альянсов (в основном развитые страны). Доказательством является Генеральная система преференций GSM, которой членствуют более 140 развивающихся стран почти беспрепятственно торгуя сырьем, полуфабрикатами и некоторыми готовыми продуктами. При всем этом роль стратегических альянсов становится более важной в условиях современного государственного вмешательства, дошедшего до огромных размеров. Для противостояния блокад, бойкотов, санкций и других препятствий именно крупным компаниям и организациям не дано других альтернатив, как присоединение к стратегическим альянсам. Имея влияние на значительную долю уставных капиталов в группе Всемирного банка и Международного валютного фонда, США вместе с основными стратегическими союзниками вели финансово-экономическую политику, благоприятную для данной политической ориентации развивающихся и различных бывших социалистических стран. Членство новых стран, а рыночной ориентацией в международных организациях сегодня существенно изменило удельный вес развивающихся стран в этих структурах. В общем, развивающиеся страны, имея больше голосов в МВФ и ВБ, в состоянии совместно с демократическими странами иметь большее влияние на процесс принятия решений и в итоге нацеливая их на интересы развивающихся стран. Таким образом, в течении времени, развивающиеся страны могут привести в соответствие политику этих организаций с экономической политикой своих государств в смысле предоставление целевых льготных кредитов.

Сегодня актуальность создания стратегических альянсов резко возрастает в связи с углубляющимся финансовым кризисом. Страны с переходной экономикой могут объединить свои усилия в рамках именно стратегических альянсов для успешного решения множества социально-экономических проблем. Более, того, объединившись общими интересами и целями эти страны могут также извлекать выгоду из создавшейся ситуации на мировом рынке. В целом, указанные и другие меры должны быть направлены не только на противостояние кризису, но и на развитие экспортного потенциала, что представляет собой не только наличие товаров и услуг, пригодных для реализации на мировом рынке, но и способность экспортировать их по необходимому количеству, качеству, ассортименту и в срок для выполнения обязательств по заключенным договорам. Как подтвердила практика, развитие экспортного потенциала зависит не только от экономических, но и политических предпосылок. Исходя из вышеизложенных путей влияния необходимо:

Во-первых, проведение мероприятий поощрения экспортёров, например выдачей кредитов под низкие проценты тем производителям, продукция которых продолжает пользоваться высоким спросом, несмотря на сокращение потребления (например, экспорт продуктов сельского хозяйства).

Во-вторых, стимулировать строительный сектор, в основном увеличением количества выдаваемых ипотечных кредитов.

В-третьих, создавать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, что является одним из самых важных механизмов не допущения высокой безработицы. Этого можно добиться путём кредитования новых и развивающихся бизнесов под низкие проценты и по льготным схемам погашения.

В-четвёртых, ни для кого не секрет, что финансовый сектор в переходной экономике слабо развит и низка вероятность большого влияния финансового кризиса на неё. Тем не менее банкам следует привлекать денежные средства для предоставления кредитов. Следовательно, банки должны создавать благоприятные условия для вкладчиков, чтобы привлечь как можно больше денег. Государство же должно всевозможными способами гарантировать возврат депозитов, чтобы предотвратить массовое изъятие средств вкладчиков. Другим путём привлечения денег для банков может стать секьюритизация ипотечных кредитов, выпуск ценных бумаг под залог высоконадёжных активов. Параллельно с этим необходимо будет также ужесточить контроль в финансовом секторе и своевременно проверить надёжность предоставляемых ипотечных кредитов для предотвращения того, что случилось в США.

Итак, можно сказать, что мы всё ещё являемся очевидцами краткосрочных мероприятий и вмешательств, цель которых – ''погасить огонь''. Сегодня Международный валютный фонд, Всемирный банк и другие глобальные субъекты в различных форматах обсуждают вопрос создания новых институтов и новых механизмов управления, созвучных новому, формирующемуся миру. На глобальный процесс колебания курса доллара накладываются местные интересы, и многим трудно различать, где проходит граница между глобальным процессом и валютной спекуляцией.

Что делать? Внешнеэкономическая политика государства должна быть направлена на обеспечение наилучших условий доступа отечественных товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки, эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы, доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых отсутствует или ограничено в стране), благоприятного платежного баланса страны, повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, а также соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

В области модернизации экономики реализация новой экономической политики создаст необходимые правовые условия для формирования в стране благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, что станет предпосылкой значительного расширения деловой активности, сокращения оттока капитала, ускорения формирования широкого среднего класса. Планируемая экономическая политика должна привести к созданию основных элементов эффективной финансовой инфраструктуры и обеспечению финансовой устойчивости государства на основе сбалансированной бюджетной системы и комплекса инструментов денежно-кредитной политики, позволяющих гарантировать защиту от неблагоприятных внешних воздействий. Реализация мер в области структурной политики придаст экономике новый импульс, обеспечивающий ускоренное развитие отраслей с новым технологическим укладом, активное использование результатов инновационной деятельности, более тесную интеграцию страны в международную систему разделения труда.

Целенаправленное и согласованное движение по всем указанным направлениям позволит добиться сохранения устойчивых темпов экономического роста, последовательного повышения уровня жизни населения, активизации интеллектуального потенциала страны, а также создания необходимых предпосылок для обеспечения долгосрочного экономического прогресса государства. В свою очередь, все вышеизложенное требует колоссальных финансовых ресурсов, а потребность в иностранных инвестициях остается острой. Что касается использования имеющихся валютных средств в зоне бедствия, то можно отметить следующее. Для создания и функционирования эффективной системы совместных предприятий, а в будущем (на этой основе) зон свободного предпринимательства имеющие валютные средства крайне недостаточны.

Целесообразно осуществить комплекс работ по созданию соответствующей инфраструктуры на основе местных ресурсов, что позволит предпринять реальные шаги к сотрудничеству с инофирмами, используя необходимые валютные средства и кредиты.

Необходимо осуществлять неотложные меры по валютно-финансовому оздоровлению экономики, направленные на развитие ее экспортного потенциала, на повышение эффективности внешнеэкономических связей. В этих целях необходимо совершенствовать механизм предоставления кредитов, что, в свою очередь, должен основываться на глубоком анализе хозяйственной и финансовой деятельности, расчетах экономической эффективности с учетом перспектив развития отраслей и всей экономики. Валютно-финансовому оздоровлению национальной экономики значительно поможет также создание и функционирование международных акционерных фондов (определенный опыт эффективного функционирования подобного фонда накоплен в Венгрии) с предварительной разработкой концепции его развития. Владельцы его акций (ими могут стать как граждане, предприятия, разные юридические лица, так и резиденты других стран, другие иностранные предприниматели), вкладывая свои капиталы через фонд в различные отрасли экономики, тем самым не только помогут создавать экспорто-ориентированные производства и получать определенные дивиденды, но и будут способствовать поэтапному решению вопроса конвертируемости национальной валюты.

В условиях функционирования рынка на основе действия закона стоимости решение вопроса конвертируемости национальной валюты во многих постсоветских странах сделает ее курс одним из универсальных рычагов регулирования экономики. При этом, учитывая то обстоятельство, что мировой рынок представляет собой четко налаженный рынок преимущественно развитых пост-индустриальных стран, необходимо, во-первых, добиться внутренней обратимости в масштабе содружества, во-вторых, перейти к полной внешней обратимости. Переход к обратимости драма должен быть поэтапным: через повышение конкурентоспособности продукции, повышение реальной покупательной способности через соответствующее товарное обеспечение, через создание эффективного внутреннего рынка и налаживания связей с другими регионами, странами с развитым товарным рынком и достижение необходимого валютного покрытия и обеспечения посредством реализации продукции.

Отсутствие свободной обратимости национальной валюты, вызванное недостатком должного товарного покрытия и неразвитостью внешней торговли и дефицитом госбюджета, можно восполнить осуществлением следующих мер:

- поднятие уровня конкурентоспособности (экспортоспособности) продукции;

- создание технополисов и свободных экспортных зон;

- становление рынка ценных бумаг с помощью зарубежных партнеров;

- ликвидация “избыточных денег” через продажу населению госзаймов, акций и т.д.;

- введение эффективной и гибкой системы налогообложения;

- оперативное регулирование процентных ставок банковского кредита исходя из экономической конъюнктуры.

Отмеченные и другие меры необходимо осуществлять последовательно и взвешенно, заранее имея необходимые предпосылки. В случае неподготовленного перехода к конвертируемости национальной валюты (как это случилось в России) его курс на рынке будет стремительно падать, а сотни миллиардов на валютном рынке выплеснутся в погоне за доллары. Следует учитывать также, что создание основ конвертируемости произойдет не сразу. На практике международных экономических отношений сроки введения свободной обратимости валюты колеблются от 15 до 20 лет. К примеру, после известной Бреттон-Будской конференции для многих стран мира конвертируемость валюты была достигнута через 14-15 лет. По данным Международного валютного фонда, многие страны-члены еще сохраняют ограничения на операции с иностранной валютой и не перешли к полной обратимости своих национальных валют. Необходимо также глубоко изучить вопросы использования потенциальных возможностей международных валютных рынков. При этом следует обратить внимание как на положительные, так и на отрицательные стороны этого опыта. Как это вытекает из вышеизложенного, решение проблемы валютно-финансового оздоровления национальных хозяйств несовместимо со старыми подходами, а также действующей неэффективной институциональной структурой.

Следовательно, требуется новый экономический механизм, функционирующий на основе законов рынка. В связи с этим существует опасение, что это приведет к воздействию чрезмерных колебаний международного валютного рынка. Но поскольку решение стратегических вопросов остается за правительством, то можно избегать негативных сторон рынка. Путем государственных инвестиций, экономически выгодных государственных заказов, путем регулирования предельных потолков цен, гибкого регулирования банковского процента за кредиты, эффективной налоговой политикой - всем этим можно придать достаточно организованный характер товарному производству в период финансово-экономического кризиса, предотвратить многие издержки, неизбежные в экономике, функционирующей на основе закона стоимости в условиях свободного рынка.

Терминологический словарь:

Облигации - долговые обязательства корпорации, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустившая их корпорация обязуется выплатить владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлению срока выплаты – погасить свой долг перед владельцем облигации. Владелец облигации - кредитор, а не акционер. Депозитный сертификат - финансовый документ, выпускаемый кредитными учреждениями и свидетельствующим о депонировании денежных средств с правом вкладчика на получение депозита. Различаются депозитные сертификаты до востребования и срочные, на которые указан срок изъятия вклада и размер причитающегося процента.

Вексель – необеспеченное обещание корпорации-должника выплатить в назначенный срок долг и процент по нему. Он стоит на последнем месте среди долговых обязательств фирмы.

Государственные ценные бумаги – это долговые обязательства правительства. Они отличаются по датам выпуска, срокам погашения, по размерам процентной ставки. Это альтернатива денежной эмиссии и инфляции в случае дефицита государственного бюджета. случае зависят также от экономической политики ведущих развитых стран Запада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: