ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. Понятие качества образования
- 2. Особенности педагогического контроля усвоения содержания образования и оценка результатов образовательного процесса
- .3. Психологические отличия учебной оценки и отметки
- .4. Содержание, формы, методы и виды контроля качества образования (текущего, рубежного, итогового)
- .5. Психолого-педагогические особенности и проблемы проведения контрольных процедур
- .6. Рейтинговая система оценки достижений обучающихся
- 7. Педагогическое тестирование, преимущества и недостатки тестового контроля знаний
- Список рекомендуемой литературы
Понятие качества образования
- Различное понимание понятия качества
- Различное понимание качества образования
- Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности
Различное понимание понятия качества
Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.
- Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые значения:
- родители, например, могут соотносить качество образования с развитием индивидуальности их детей;
- качество для учителей может означать наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами;
- для учащихся качество образования, несомненно, связывается с внутришкольным климатом;
- для бизнеса и промышленности качество образования соотносится с жизненной позицией, умениями и навыками, знаниями выпускников;
- для общества качество связано с теми ценностными ориентациями и более широко - ценностями обучающихся, которые найдут свое выражение, например, в гражданской позиции, в технократической или гуманистической направленности их профессиональной деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Некоторое непонимание значения качества усиливается из-за того, что оно может использоваться как абсолютное, так и относительное понятие. Качество в обыденном, житейском понимании используется главным образом как понятие абсолютное. Люди используют его, например, при описании дорогих ресторанов (качество услуг) и роскошных автомобилей (качество продукции).
При использовании в бытовом контексте предметы, которым дается качественная оценка с точки зрения абсолютного понятия, представляют собой наивысший стандарт, который невозможно, как негласно предполагается, превзойти. К качественной продукции относятся совершенные предметы, выполненные без ограничения затрат на них. Редкость и дороговизна - две отличительные черты этого определения. В этом смысле качество используется для отражения статуса и превосходства. Владение предметами "качества" выделяет их владельцев среди тех, кто не может себе позволить обладать ими.