Барокко
XYII век, или стремление удивить.
Барокко и рококо между Городом и Двором.
К концу ХУ1 века прежде всего в Италии эволюция маньеризма приводит к формированию стиля, выражающего новую концепцию природы и мира, отношений между людьми и предназначения искусства. Процесс этот охватывает как высшие сферы гражданских и церковных властей, так и частную жизнь человека, стремящегося отныне насладиться прекрасным.
На протяжении 17 века римская Церковь, которая упрочила свой авторитет после протестантского раскола и Тридентского Собора, использует искусство в своей деятельности по распространению новых идеалов и культовых ценностей. А великие монархи возлагают на художников задачу создания грандиозного, роскошного и убедительного образа королевской власти и государственного могущества.
Вопросы темы.
1. Общая характеристика эпохи.
2. Барокко – эпоха и барокко – стиль.
3. Барочная архитектура.
4. Барочное городское пространство.
5. Живопись и архитектура в Италии.
|
|
6. 17 век во Франции
7. Искусство Нидерландов в 17 веке. Фландрия. Голландия.
8. Испанская живопись 17 века.
9. 17 век в Англии и Скандинавии.
Вопросы для докладов и сообщений.
1. Выдающиеся памятники архитектуры: «Королевская площадь в Париже», «Площадь Святого Петра», «Версальский дворец», «Римские фонтаны», «Церковь и дворец», «Фламадская архитектура», «Архитектура Мадрида», «Королевские резиденции в Вене и Берлине».
2. Творчество художников и архитекторов: Борромини, Мансары, Карло Мадерна, Рени, Караваджо, Бернини, Веронезе, Жорж де Латур, Никола Пуссен, Братья Ленен, Рубенс, Рембрант, Ян Вермер, Веласкес, Франсиско де Сурбаран, Эстебан Мурильо, Иниго Джонс и др.
3. Литература, философия и наука 17 века.
Эпоха 17 века принято называть эпохой барокко. Она крайне разнообразна во всех проявлениях: политических, социальных, научных, культурных. Это период народных движений, первых революций, создания абсолютистских государств, возникновение значительных философских систем \ Декарт и др.\, переворотов и открытий в науке. В искусстве складываются и развиваются национальные школы. Каждая из них имела свою специфику и достигла расцвета в творчестве великих мастеров.
Тридцатилетняя война между Габсбургами и Францией, Англией, Данией и др. привела Европу к разорению.
В Италии идет борьба отдельных итальянских государств. Испания борется против ига династии Габсбургов.
Непомерная роскошь и крайняя нищета – главные признаки эпохи.
Наличие сил противодействия существовавшему порядку нашли свое выражение в философии, литературе, науке, эстетике, изобразительном искусстве того времени. \ Утопия Томмазо Кампанеллы «Город Солнца»\.
|
|
Чтобы лучше понять эту эпоху следует обратиться к трудам академика Е. В. Тарле.
По всей Европе прокатывается волна народных восстаний: «армия страданий», «армия страдальцев», «восстание босоногих» и т.д.
Развитие естественных наук: Галилео Галилей, его ученик Э. Торричелли \1608-1647, открыл атмосферное давление, изобрел барометр \, У. Гарвей \изучает кровообращение, открыл «королевское Лондонское общество» для развития естественных наук \, Р. Бойль \ химик, естественник, астроном \, И. Ньютон.
Философы: Ф.Бекон \1561-1626\, Т. Гоббс \1588-1679\, Р. Декарт \1596-1650, «Мыслю, следовательно, существую», «Во всем сомневаюсь» \, Пьер Бейль \1647-1706\, Б. Спиноза \1632-1677, пантеизм\, Дж. Ф. Борри, Ф. Паллавичино \1618-1644\.
Барокко \ точное происхождение и значение этого слова неясны \ - эпоха, к которой принято относить прежде всего искусство Италии и которое отражает сложные явления того периода. Для официального направления характерны: аристократизация, обращение ко вкусам папского двора, крупного духовенства и дворянства. Основной функцией искусства становится контрреформационная пропаганда. Следовательно, перед искусством ставятся следующие задачи: поразить зрителя, возбудить его нервы. Это требует следующих средств: увеличение масштабов, грандиозности, пышности, экспрессивных форм, эффективности и декоративности; которые проявляются в необычных ракурсах и точках зрения, бурном движении, динамичной и асимметричной композиции, в преобладании свободного живописного мазка над рисунком.
Главное - выдумка, фантазия художника, необходимость выбирать из природы только прекрасное. Теоретик этого направления Томмазо Буони пишет: «Красота без грации лишена силы… Грация – дар неба, передаваемый через движение тела». Поэтому большое значение придается изображение сложного движения. В выборе сюжета следует руководствоваться стремлением изображать предметы возвышенные и благородные, трактовка сюжета должна быть «величественной и нежной», композиция – обдуманной и строгой, построенной на правильном расчете частей, контуры – грациозными, тела =прекрасными, драпировки – богатыми, исполнение – тщательным, колорит – гладким, переходы теней – мягкими. В изображении людей главное – передать их страсти, их переживания, для выражения которых предлагается определенный образец поверхностного и всегда одинакового изображения.
Лоренцо Бернини – наиболее яркий представитель этого течения. Его скульптуры «Давид», «Св. Лонгин», «Св. Иероним», «Экстаз св. Терезы» и др., папские гробницы в церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции, Урбана У111 и Александра У11, рельефы «Вознесение Богоматери» изображают моменты стремительного движения, искажения лица для передачи болезненного или блаженного выражения, рассказывают о мука и подвигах. Бернини сочетает характерные черты официального искусства с большой жизненной конкретностью, реалистической трактовкой образа. Его портреты психологичны, они передают наиболее характерный аспект человека в непринужденной, живой, естественной форме. Архитектурные произведения Бернини отличаются пышностью и торжественностью \ колоннада собора Святого Петра в Риме \.
Барочная архитектура.
Подчеркнутая театральность, иллюзионизм, риторичность и пышность стиля барокко в разные времена порождали противоречивые суждения: резко негативные в неоклассическую эпоху, восторженные в наше время. Специфические черты стиля оставались неизменными на протяжении целого столетия, лишь в первой половине 18 века в его развитии наметилась вариативность, объясняющая возникновение понятия позднего барокко применительно к последней фазе этого направления. Основные признаки барокко: преображение естественного объекта, искажение классических пропорций, эффектные расширения и сжатия пространства, оптический обман. Приемы эти направлены на усиление эмоционального воздействия произведения искусства, призванного восхитить зрителя, сделать осязаемым даже то, что далеко от повседневности. Художники стремятся к уходящей в бесконечность нерасчлененности внешнего и внутреннего пространства, архитектуры и живописи, нерасчлененности рукотворного и естественного, так что природные стихии \вода и свет \ используются в художественном творчестве, а взаимопроникновение разных видов искусства делает наблюдателя одновременно и зрителем и актером. Быстро развивается техника, так как в ней заложена мощная сила экспрессивного воздействия.
|
|