Художественная культура эпохи Возрождения.
Возрождение –Ренессанс – Ринашименто – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы, вызванного начавшимися процессами перехода от феодальных отношений к капиталлистическим, 14 –16 века. Термин введен в 16 веке итальянским художником, скульптором, архитектором и историком искусства Джорджо Вазари (1511 –1574). Под ним подразумевается развитие нового искусства, основанного на изучении природы и возрождение античной культуры. Французский мыслитель Пьер Бейль (1647 –1706) определил его как протест против средневекового варварства. Просветители 18 века видели в нем прогресс человеческого разума. Наука 19 века распространила это понятие на все сферы жизни той эпохи и определила характерные черты культуры этого периода.
Культура Возрождения явилась сплавом античных традиций и форм с традициями Средневековья и христианства, с новыми веяниями и представлениями. Идеологическое движение эпохи Возрождения имело два направления – религиозное и светское. Религиозное: реформация – движение, принявшее форму борьбы против католической церкви (в рамках религиозных учений) и бывшее по своей сути антифеодальным. Второе направление – формирование нового мировоззрения и новой культуры, которое стало основным идейным содержанием – гуманизм (лат. humanos -человечный).
|
|
В центр творчества был поставлен человек, отвергнуты средневековые жесткие ограничения и каноны в искусстве. Основа культуры – осмысление и более углубленное понимание природы и сущности человека. Естественно, что опорой явилась античность, где человек был мерой всех вещей.
1. Важнейшая черта мировоззрения – индивидуализм. (Бурж. Отнош.) Для достижения успеха необходимо было проявление всех индивидуальных качеств личности: не происхождение теперь определяло место и значение человека, а его способности и его деятельность.
2. Интерес к естествознанию, которое являлось теоретической базой для развития производства, а так же – идейным оружием в борьбе с религиозной идеологией. Астрономия – Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей; медицина: Ф.Парацельс, А. Везалий, М.Сервет и др.; математика – Дж. Кардано; география – эпоха Великих открытий; развитие геологии, зоологии, ботаники и др.
3. Пробуждение национального самосознания, чувства патриотизма, формируется понятие отечества. Историки: Бруни, Флавио Бьендо, Макиавели, Гвиччадини в Италии, Якоб Вимфелинг, Иоганн Аветин в Германии …
4. Окончательно формируются итальянский, французский, английский, немецкий языки. Возникает литература на этих языках. В16 веке латынь перестает быть живым языком живой литературы. И.Гутенберг изобрел книгопечатание (15 век), появились газеты.
|
|
Гуманистическое искусство выдвинуло идею обновления, подразумевавшую возврат к древнеримским источникам и разрыв со средневековой традицией. Во фламандских городах обновление предполагает усиление реалистической тенденции. На перекрестке путей Южного и Северного Возрождения родилось современное европейское искусство.
Возрождение. Синоптическая Таблица.
1401: умирает гениальный фламандский скульптор Клаус Слютер.
1404: герцогом Бургундским становиться Жан Бесстрашный из дома Валуа, унаследовавший от матери Фландрию
1425: родился миниатюрист и живописец Жан Фуке, первый французский мастер. Освоивший пластичность и пространственную организацию гуманистического искусства.
1428: в 28 лет умирает Мазаччо
1442: король Арагона и Сицилии Альфонс У завоевывает Неаполитанское королевство
1443: приезд Донателло в Падую способствует началу распространения искусства Возрождения в Северной Италии.
1464: умирает флорентийский архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески, бывший ключевой фигурой Раннего Возрождения
1492: Фердинант Кастильский и Изабелла Арагонская завоевывают Гранаду, последний арабский центр в Испании
1494: Карл УШ женится на наследнице бретонского престола Анне, присоединив тем самым последнее герцогство к французской короне
1517:Мартин Лютер начинает протестанстскую реформу.
1519: Карл Габсбургский, сеньор Фландрии и король Испании, коронован императором под именем Карла У
1527: императорские войска занимают Италию и разграбляют Рим. Конец Флорентийского Возрождения.
1545: начинается Тридентский Собор
1548: турецкий архитектор Синан строит мечеть Ахмеда Паши в Стамбуле.
1550: во Флоренции выводит в свет первое издание «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джоржо Вазари.
1566: Нидерланды восстают против испанского господства.
1575: ЭльГреко обосновывается в Испании.
1400 – 1420: Якопо Делла Кверча (1371 –1438) – сиенский скульптор. Следуя по стопам Пизано, преодолевает готические рамки и окрывает перспективу гуманистического развития \гробница Иларии дель Карретто, 1406-7, Лука, собор.
Мазаччо\ Томмазо ди Джованни (1401 –28) –флорентийский художник. Меньше чем за 10 лет произвел переворот в западном искусстве. «Изгнание из рая», 1425, Флоренция, Санта Мария дель Кармине, капелла Бранкаччи.
1420 –1440: Антонелло да Мессина \Антонелло ди Антонио (1430 –79).
Беато Анджелико\ Гвидо ди Пьеро или Фра Джованни да Фьезоле (1395 –1455) – тосканский художник. Мастер нового религиозного искусства, чей художественный язык сформировался на основе открытий Мазаччо и достиг удивительной одухотворенности благодаря использованию светлых тонов и мягкого освещения. «Благовещение», 1438-46, Флоренция, монастырь Сан Марко.
Рогир ван дер Вейден (1400 –14640 – фламандский художник. Его творчество, близкое Яну Ван Эйку и Кампену, исполненное оригинальности и драматизма, оказало большое влияние на искусство Европы. «Снятие с креста», 1440, Мадрид, музей Прадо.
Ботичелли \Сандро Филипепи, 1445-1510
1440 –1460: Пьеро делла Франческа (1415 –14192) – тосканский художник. С помощью «божественной пропорции» создает живопись, передающую взаимосвязь природы и человека. В его исключительно современном творчестве сочетаются пластичность Мазаччо, характерная для Урбино геометричность пропорций, сияющий колорит Анджелико и северный натурализм. «Крещение Христа»,1451, Лондон. Национальная галерея.
Козимо Тура (1430 –95) – феррарский художник. Создатель изощренного художественного языка, где позднеготическая элегантность сочетается с нервной напряженностью линии.
1470 – 1480: Леон Батиста Альберти (1406-72) – итальянский архитектор и теоретик. Учился на искусстве древнего Рима и, отталкиваясь от флорентийской школы, сформулировал новый классический идеал. Сант- Андреа,1470, Мантуя.
|
|
Браманте\ Донато ди Паскуччо д» Антонио (1444-1514) –архитектор и скульптор из Урбино. В новаторских формах воплотил урок, преподанный древними. «Христос у колонны»,1480, Милан, пинакотека Брера.
1490 – 1500: Ганс Гольбейн младший (1498 –1543) – немецкий живописец и график. Соединил влияние Грюневальда с чертами Возрождения долины По.
Леонардо да Винчи (1452 –1519) – гениальный тосканский художник, скульптор, архитектор и инженер, автор многих трактатов. Дает научную интерпретацию природы. Наиболее оригинальный и всесторонний преставитель Возрождения. «Тайная вечеря трапезная монастыря Санта Мария деллае Грацие, 1498
Иероним Босх \ Йероен Антонисзоон ван Акен (1450-1516) – фламандский художник. Символика, заимствованная из магии и алхимии, и готическая графичность придают его творчеству ни с чем не сравнимое сюрреалилистическое звучание. «Сад наслаждений»,1503, Мадрид, музей Прадо.
Пармиджанино \Франческо Мадзола (1503 –1540) –художник из Эмилии. Рафинированный представитель маньеризма. Работал в ключе Корреджо, пересматривая его в духе абстрактной изысканности.
1510 –1520: Микеланджело Буонарроти (1475 –1564) – тосканский скульптор, живописец и архитектор, поэт. Бесспорный лидер зрелого Возрождения, в чьих поздних произведениях видны первые признаки выхода за пределы этой художественной системы. «Дельфийская Сивилла», 1509-10, Сикстинская капелла, Ватикан.
Рафаэль Санцио (1483 –1520) – урбинский художник и архитектор. Постоянно испытывал влияние греко-римской цивилизации, создал гармоничные, одновременно уравновешенные и грандиозные произведения, воплотившие ренессансный идеал совершенства. «Афинская школа», 1509-10, Ватикан, Станца делла Сеньятура.
Питер Брейгель Старший (1528 –1569) – фламандский художник. Находясь под влиянием Босха, преобразил традицию северного пейзажа в народном, антипридворном духе.
1530 1540: Хуан де Эррера (1530-97)
|
|
Джулио Романо /Пиппи (1499-1546) – римский архитектор и живописец. Ученик рафаэля, принес свою версию римского классического стиля ко двору Гонзага. «Падение гигантов», Мантуя, Палаццо Те.
Тициан Вечеллио. (1490 –1576) – венецианский живописец. Абсолютный лидер обновленной венецианской живописи Чиквеченто, поражает экспрессивностью цвета, лишь к концу его долгого творческого пути утратившей свою остроту. «Портрет Карла У на лошади», 1548, Мадрид, музей Прадо.
1550 –1570: Палладио/ Андреа делла Гондола (1508-1580) – венецианский архитектор и теоретик. Взяв за основу античное наследие, свободно использует элементы классики и тем самым формулирует художественный язык, нашедший продолжение по всей Европе и в Соединенных Штатах. Вилла Корнаро,Падуя.
Винчецо Скаиоши (1552 –1616) – архитектор и автор трактатов из Виченцы.
Тинторетто\ Якопо Робусти- венецианский художник. Его быстрая и динамичная живопись, богатая световыми и театральными эффектами, эмоционально захватывает зрителя «Моисей высекает воду из скалы», 1575-7, Венеция, Скуола Гранде ди сан Рокко.
Интерес к классике в середине х1У века стал определяющим фактором в развитии европейской культуры: собирание древних текстов и подражание им повлекло глубинное преобразование интеллектуальной жизни. Изучение классиков / трактат Витрувия «Об архитектуре», «Натуральная история» Плиния \, посвященных искусству античности, способствовало возникновению идеала возрождения древности, ставшей эстетическим ориентиром. Программными выражениями этого идеала стали многие произведения живописи и архитектуры: от Темпио Малатестиано Леона Баттисты Альберти (1406-1472\ в Римине до «Триумфа Цезаря», написанного Андреа Мантенья \1431-1506\ для двора Гонзага.
Связь гуманистических исследований и изобразительного искусства отражается и на интерпретации явлений искусства категориях, которые заимствованы из риторики.
«Экфрасис» – система очень подробного, аналитического описания, что наиболее ярко проявилось в творчестве таких художников как Пизанелло \1380-1455\ и Джентиле да Фабриано \1370-1427\.
«Compositio» – конструкивный принцип построения речи – главная категория, которую использовал Альберти для разработки теории художественного творчества в трактате «О живописи» \1435\, где в качестве примеров приводятся имена Мазаччо \1401-1428\, Донателло \1386-1466\, Брунеллески \1377 –1446\. Теоретическое сопоставление изобразительных искусств с литературой определяется желанием перевести из ряда «механических» видов деятельности в разряд «свободных» – поднять статус. Леон Батист Альберти \середина 15в.\, Филарет \ок. 1460\, Франческо ди Джорджо Мартини \1480-90\ выявили научные элементы строительства зданий и помогли совершить этот переход для архитектуры. Для живописи и скульптуры решающей оказалась «Книга» Ченнино Ченнини – последний средневековый свод правил, трактаты Альберти «О живописи» \1435\ и «О скульптуре» \1464\, трактат «О перспективе в живописи» \1480\ Пьеро делла Франческа \1415-1492\, построенному на Эвклидовой геометрии, и трудам об искусстве Леонардо и Дюрера.
Понятие современности.
Знакомство с античными текстами способствовало небывалому расцвету искусства, систематически оформленному в «Жизнеописаниях» Джоржо Вазари \1511-1574\. В 15 веке в литературе выделился жанр биографии, сочетавший восхваление одного или нескольких художников с превознесением городской культуры и подчеркивающий превосходство новых тенденций в искусстве, определяемых как «современные», над традиционализмом.
Начало расцвета в живописи связывают с реализмом Чимабуэ и Джотто, развитого следующим поколением художников от Мазаччо до Перуджино: «Любая вещь станет выглядеть несравненно лучше; вымысел будет богаче образами и украшениями; рисунок станет обоснованнее, естественнее, живее, манера – изящнее, краски разнообразнее, так, что еще немного, и каждая вещь достигнет совершенства и станет олицетворять истину природы» \Вазари, 1550\.
Архитектура.
Купол Санта Мария дель Фьоре сделал Брунеллески абсолютным новатором. Леон Баттиста Альберти великолепно воплотил классическую манеру в фасаде базилики Сант-Андреа в Мантуе, выполненном в виде триумфальной арки. Основной фактор архитектуры: возврат к классике, ориентация на принцип гармонии и пропорции в монументальном строительстве и заимствование в античности деталей. Во флорентийских базиликах Сан Лоренцо и Санто Спирито Брунеллески берется за разработку витрувианского ордена \колонна плюс архитрав \, в этой связи вводит между капителью и аркой импост, в перспективе создающий впечатление разорванного антаблемент. Мраморная облицовка, характерная для романского стиля Тосканы, восходит к античной классике.
Научная перспектива.
Одно из главнейших завоеваний эпохи – учение о линейной перспективе. Архитектор Брунеллески первый занялся проблемой зрительного восприятия глубины в соответствии с рациональными и математическими принципами
\ рельеф для врат флорентийского Баптестерия \. Его постройки воспринимались глазом как единое, перспективно организованное целое. В живописи и скульптуре \ Мазаччо и Донателло \ перспектива развивала реалистические традиции Джотто и Арнольфо ди Камбио, структурно совершенствуя принципы отображения действительности так, чтобы глубина воспринималась естественно, а пространство изображения соотносилось с реальным. Альберти утверждал: «Картина – это своего рода окно в реальность, где благодаря законному построению \перспективе \ правдоподобно соотносятся изображенные предметы». В организованном таким образом пространстве, где все линии устремлены к единой точке схода, расстановка персонажей, отражение истории и тончайшая игра света и цвета дополняют общее идеальное представление о флорентийской живописи раннего Кватроченто. Начиная с Вазари, история искусств рассматривала перспективу на примере яркого творчества Мазаччо \ от полиптиха из церкви Санта Мария дель Кармине до живописного цикла из капеллы Бранкаччи \, стремившегося передать состояние души и духовный настрой персонажей.