В Александрии зарождается массовая культура

Традиционное деление античной культуры:

2. Эгейская – крито – микенская, 3-2 тысячелети до нашей эры.

«темные века» – от Троянской войны до гомеровской Греции 12-11вв.

гомеровская Греция –11-8 вв.

греческая архаика -8-6 вв.

Для этого периода характерно господство древневосточных ценностей, которые придают своеобразие культуре этого периода.

2. Греческая классика 6-4вв.

Культура эллинизма вторая половина 4 –1 век до нашей эры. Этап характерен формированием подвижной равновесной системы между древневосточными и европейскими ценностями. Период духовного расцвета.

3. Культура Римской республики 6-2 вв.

Культура Римской империи 1 век до нашей эры – 5 век нашей эры.

«Гомеровская Греция». Об этом периоде можно судить по предметам гончарного искусства. Узоры символизируют элементы мироощущения греков: геометрический узор, фигурки зверей и птиц, наконец, человеческие фигурки. Формы сосудов разнообразны, зависят от функций: амфоры, для хранения вина и масла, кратеры для смешивания вина с водой, пискиды для благовоний, энохии для разлива вина во время трапез.

Ксоаны – статуи из дерева или камня, изображения богов, которые греки наделяли человеческими чертами, свидетельствуют об интересе человека к самому себе.

Вспомним, греки были язычниками. Наиболее почитаемые боги – Олимпийцы \12\, главный среди них –Зевс. Число 12 не случайно, оно выражает представление древних греков об идеальной структуре космоса. Позже в мифах появится герой, в котором воплощены идеальные черты человека: благородство, социальная значимость, воинские доблести, его почитают, высокое общественное положение \ Геракл\.

Связь между людьми и богами осуществляется через оракулов, которые обращались к природе для получения прорицаний: шепот листьев чудодейственного дуба, журчание воды священного источника, присматривались к полету птиц или поведению животных!

Появление в 8 веке до нашей эры финикийского алфавитного письма обусловило рождение литературы. Первый странствующий аэд –Гомер, создает (?) «Илиаду» и «Одиссею» – эпос. Мифы в его произведениях принимают исторический характер. Олимпийские игры с 776 года проходили каждые 4года и продолжались несколько дней: это период священного перемирия. Здесь утверждался культ красоты тела, ценились не происхождение, а сила, ловкость, красота. Героям ставились памятники.

8-6 века до нашей эры К. Яспер с определял как «осевое время», когда культура должна ответить на вызов биосферы и сделать выбор в своем развитии. В «железный век» происходят климатические изменения, надвигается похолодание, которое на территории Греции проходит мягче, благодаря горному рельефу. Происходит перестройка сельского хозяйства, посевы новых культур: виноград, оливы. Лес идет на постройку домов и кораблей. Море позволяет развиваться торговле и освоению новых территорий. Греки чувствуют себя частью природы, но особенной частью. Культивируется социальность, осознается ценность личности, что приводит к формированию европейских ценностей, изначально осознаваемых мудрецами: необходимо 10 поколений, прежде чем они станут достоянием общества в целом.

Грек учится у природы, поэтому творчество трактуется как мимесис \подражание \, но вводит свой порядок, гармонию и равновесие. Так возникает город – ясная и продуманная система архитектурных форм: ордеров \ордо - порядок, строй \, который становится основой и всей европейской архитектуры. Ордер в архитектуре – это соотношение несомых и несущих частей сооружения, их равновесность, гармония \дорический, ионический, коринфский \. Названия соответствуют местам возникновения, позднее наполняются человеческим смыслом: дорический – мужественность и героизм, ионический – женственность, мягкость, изящество, коринфский –близок ионическому. Ордер – общая система правил, не исключающая творческого поиска художника, зодчего и т.п.

В конце 7 века до нашей эры завершается формирование основных типов храмов: простиль, амфипростиль, периптер.

Художественная культура греческой классики 6-4 века до н.э.\.

В основе греческой классики лежит представление о мере и гармонии. Ведущая роль принадлежит Афинам, расцвет которых связан с именем первого стратега Перикла \444-429\, возле которого группировалась интеллектуальная и художественная элита: Софокл, Гипподам, Геродот. «Называется наш строй демократия, ввиду того, что сообразуется не с меньшенством, а с интересами большинства. По законам в частных делах все имеют одинаковые права… Никогда …человек, способный принести пользу государству, не бывает лишен к тому возможности из-за бедности, вследствие ничтожности своего положения… Мы любим красоту, соединенную с простотой и любим образованность, не страдая слабостью духа… каждый человек в отдельности… может проявить себя полноценной и самостоятельной личностью в самых разнообразных положениях и с наибольшей ловкостью и изяществом»\Перикл \. Афиняне чувствовали себя победителями, были убеждены, что божественную гармонию, разлитую в космосе, способны воплотить в своих творениях; они любили своих мастеров и годились ими. Для хранения культурных ценностей строились специальные здания – плеотеки \ плео – многочисленный, теке – хранилище \. Агон /соперничество / - основная черта античного образа жизни.

Художественная культура поздней античности \4век до н.э. –5 век нашей эры\

Рим подчиняет весь Апеннинский полуостров, Карфаген, Грецию и все восточное Средиземноморье. Создается мощное военно-администативное государство с хорошо отлаженным строем жизни; появляются и работают новые механизмы управления обществом. Государство учится жить по законам и прививает своим гражданам правовое сознание: закон может и должен гарантировать права и свободы граждан. Культура открыла и продемонстрировала на практике особую форму сосуществования разных народов и культур, возможности централизованной власти.

Вопросы и темы для самостоятельной и реферативной работы:

Театр Древней Греции: Трагедии Эсхила \525 –456\, Софокла \496-406\, Еврипида \485 –406\; комедии Аристофана \445-385\.

Мифы и легенды Древней Греции.

Древнегреческие Боги.

«Гипподамова система» – система планировки городов.

Древнегреческие философские школы \Пифагор, Аристотель, Платон\.

«Калокагатия» \калос –прекрасный, агатос – добрый \ - эстетическое направление искусства.

Литература эпохи эллинизма \Каллимах, 315- 240; Феокрит \.

Театр: комедии нравов Менандра \342-291\.

Литература:

Бернал Дж. Наука в истории общества.

Лосев А.Ф. Античная эстетика. Ранняя классика.

Ясперс К. Смысл и назначение истории.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5 т.

Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство.

Йонас Ганс. Изменившийся характер человеческой деятельности. \\Человек. 1999. № 1,2.

Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. Античность: история и культура.

Эстетика: Словарь \ под общей ред. А.А. Беляева и др. 1989

План семинарского занятия

1. Две эстетические системы ценностей: древневосточная и античная.

2. Искусство – как системообразующий элемент в античной художественной культуре.

3. Античный человек в художественной культуре и античная культура о человеке античности.

4. Место художественной культуры античности в обществе. Художественная культура и государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: