Италики

Конец бронзового века в Гаргано и эпоха курганов на Садинии: монументальный характер общественных построек, создание каменных скульптур, влияние Греции проявилось во введении очищенной глины, вместо примитивного «теста». Мессапы подражают чернофигурной росписи керамики, усваивают греческие культы, монументальное строительство.

Конец 4 века до нашей эры. В Южной Италии распространяется эллинистическая техника покрытых терракотой антефиксов и вотивная коропластика. В 423 году до н.э. самниты начинают создавать скульптуры из туфа параллельно с известняковой скульптурой в Кьюзи. Вотивные бюсты отличаются стихийным реализмом. Свет – это поиск наиболее характерного момента. В росписях гробниц (Аденахори) иллюстрируют все моменты траурной церемонии и ее элементы: жертвоприношения, музыку, игры. Цвет: на белом фоне красный, желтый, черный – тетрахронизм. Краска накладывается прямо на слой извести, положенный на известковый туф (Греция – штукатурка), что говорит об отношении к материалу как поиску истинности.

В Умбрии с 5 века до н.э. в небольших бронзовых изделиях появляются изображение вотивных божеств, фигуры которых вытянуты и удлинены до деформации.

Призрачное удлинение вотивных фигур – «вечерние тени» / по определению этруссков – романтиков/ во времена триумфа иллюстративного реализма, передает человеческое существо в его первородной чистоте, словно давая возможность человеку выйти из бездны времени и пустоты. /За две тысячи лет до Альберта Джакометти неизвестный автор создал из скульптуры невероятную реальность/.

Статуи – стелы из Луниджаны демонстрируют задержку мегалитической скульптуры у общины воинов.

Практический урок.

Неизвестный мастер “Пара танцоров” – разбор картины. Фреска из гробницы “Львиц” 520 год до н.э. Тарквинии, некрополь Монтероцци. Данное изображение – деталь сцены танца на пиру – находится в в полосе росписей на дальней стене погребальной камеры, над фризом с морскими волнами. Согласно распространенному эстетическому канону, женщина с темными волосами и белой кожей, мужчина светловолосый и загорелый. Волосы танцовщицы, одетой в прозрачный хитон, собраны на затылке, но небольшие завитки обрамляют лицо. В руках у нее кораллы, на которых она играет. Ее партнер изображен обнаженным, у него волнистые волосы, вьющиеся вокруг лица и спускающиеся на грудь и спину длинными локонами; в левой руке он держит ойнохою (кувшин для вина). На полу стоит сосуд с длинным носиком. Подвешенный слева светильник означает, что сцена происходит вечером.

1. Тела показаны в архаической манере (Египет). Сцена танцев, связана с пиром, развивающемся на боковых стенах комнаты, знаменующим собой новую фазу жизни. Этрусская знать оставляет образ жизни, связанный с аграрной коннотацией; тематика произведений искусства адаптируется к городской жизни. От природных образов основная энергия переходит в движение людей, что подчеркивают линии на рисунке.

2. Боль и страх перед мертвыми преодолеваются через торжественное празднество в честь покойного, которого как бы приглашают насладиться удовольствиями пира вместе со всеми. Священный смысл происходящего проявляется в строгой геометричности изображения.

3. Украшение гробниц росписями – признак особого положения в обществе. Не более двух гробниц на сотню получали эти привилегии. Кинетический эффект – самое большое достижение ионического искусства Тирренского побережья (современный прием!) – достигается обведением краев изображения вибрирующей черной линией, которая придает большую глубину и правдивость.

4. Предметы придают дополнительную живость всему ансамблю благодаря магическому рисунку (правдивость, следующая ремесленной логике).

5. Метафора дома, которая будет использована позднее при создании росписей других гробниц (Львиц, Рельефов), - стены сильно наклонены внутрь, украшение крыш большими красными и белыми квадратами вносят идею палаток, которые служили для выставления тела умершего. Колонна этрусского стиля является одним из поддерживающих элементов, которые указывают на эфемерность постройки: ствол сужается книзу (минойский стиль), капитель имеет абак, уплощенный по сравнению с широким эхином (ср. мускулатура человека).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: