К Поздней республике (100 –31)

После второй Македонской войны (200 –197) акцентируется значение семейной сферы жизни (otium) в противовес общественной (negotium): с большой тщательностью украшаются предметы личного пользования, интерьер дома, в которых распространяется настенная живопись, личные амбиции, выраженные через предметы искусства (luxuria) становятся символом нового времени. При Поздней республике полное господство над Средиземным морем вызывает колоссальный приток богатств: аттические, азиатские, родосские художественные мастерские делают в мраморных копиях знаменитые бронзовые статуи, ставшего вновь современным классическое искусство (неоаттикизм) и эллинистическое барокко (неоэллинизм). Статуи сводятся до бюстов и стимулируют создание декоративных предметов: большие сосуды с изображениями в качестве ванн при фонтанах, подсвечники, подставки и пр. Распространение философии определяет направление в коллекционировании в соответствие с идейными убеждениями хозяина: философы и мыслители, или атлеты и полководцы. Эти галереи славных людей Греции соответствуют семейным портретам в традиционных домах; предки являются maiores – образцами для подражания, спасения, приходящего из прошлого, - в которых находится смысл родового имени и фамилии, значение культов, отправляемых данным семейством. Наступает момент, когда восковые маски, запечатлевшие лица умерших отцов и дедов, шествуют по улицам города до Форума в своеобразной процессии призраков.

«Когда умирает вдающийся представитель фамилии, их (восковые маски) надевают на похоронах люди, похожие по росту и внешнему виду. Они одеваются в тогу с пурпурной каймой, если изображают консула или претора, полностью пурпурную, если речь идет о цезаре, с золотой каймой - в случае триумфатора. Они едут на колесницах, а впереди несут фасции и другие знаки отличия, обычные для магистров, в соответствии с достоинством, которым каждый обладал при жизни среди граждан. Достигнув, ростральных колонн, они садятся в ряд на креслах из слоновой кости». (Греческий историк Полибий).

Паситель. С него начинается история итальянского искусства; он составляет 5 томов о «самых известных произведениях всего мира». В 85 году до н.э. Паситель принимает римское гражданство. Обладая многообразным талантом, владея разными техниками, он синтезировал в качестве резчика и скульптора художественное наследие греческого мира, взяв за основу глиняную пластику (италийское народное искусство). В Риме он преподает, основываясь на опыте греческой культуры Италии.

Италийское искусство:

1000 –800 в Апулии развивается протогеометрический стиль

850 – цивилизация нурагов на Сардинии достигает расцвета

753 – согласно исторической традиции, Ромул основывает на Палатине поселение, названное Римом

600 – племя луканов из внутренних районов Базиликаты продвигается к приморским городам

540- победа этрусков над фокеями с Корсики отмечает начало их утверждения в Западном Средиземноморье

509 – изгнание Тарквиния Гордого, в Риме начинается республиканский период.

474 – после битвы при Кумах наступил период господства Сиракуз

450 – 404 – ввоз греческих изделий приводит к расцвету художественного творчества в Ареццо и Клюзиях

400 – луканы овладевают Посидонией (Пестумом)

396 – Вейи разрушены Марком Фурием Камилом; начинается подчинение римлянами этрусской цивилизации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: