Тема 4. Онтогенетическая ориентация как важнейшая составляющая разных направлений психокоррекции и психотерапии

1. Прежде всего необходимо отметить своеобразие сегодняшнего момента. Оно состоит в том, что все большее число психологов-практиков убеждаются в необходимости теоретического переосмысления многих кажущихся незыблемыми основ. Огромный разрыв между теоретическими представлениями о психическом развитии ребенка и реалиями конкретных жизненных случаев начинает сокращаться благодаря усилиям психологов, ориентированных в первую очередь на решение практических задач адаптации ребенка в образовательном пространстве.

Наиболее сложной проблемой остается проблема терминологии, относящейся к описанию детей с особенностями развития, трудностями обучения и воспитания. С одной стороны, традиционная терминология перестает удовлетворять практиков в связи с появлением принципиально новых феноменов отклоняющегося развития. С другой - появляются все новые и новые понятия и подходы без какого-либо адекватного и внятно объяснимого соотнесения их с уже имеющимися. Все это усложняет и без того непростую ситуацию, не дает возможности специалистам общаться на едином и понятном друг другу языке.

Острота положения усугубляется еще и тем, что методология и конкретные технологии диагностической и коррекционной работы с детьми с различными вариантами отклоняющегося развития

продолжают оставаться на начальной стадии разработки, хотя говорят об этом уже давно.

2. В литературе неоднократно поднимался вопрос о необходимости анализа истории развития ребенка, или так называемом психологическом анамнезе. Сбор психологического анамнеза является, с одной стороны, неотъемлемой частью построения гипотезы о психолого-педагогическом диагнозе, с другой - представляет собой систему объективных данных, позволяющих предположить причину возникновения отклоняющегося развития. Сбор психологического анамнеза имеет свои цели и задачи и представляет собой достаточно специфический набор тем, по поводу которых ведется беседа. Как правило, в образовательных учреждениях подробный врачебный анамнез отсутствует. Часто психологи образовательных учреждений оказываются первыми специалистами, к которым обращаются родители проблемного ребенка. И их умение собрать и проанализировать информацию, считающуюся до недавнего времени прерогативой медицинских работников, является показателем профессионализма специалиста (особенно работающего с детьми, имеющими отклонения в развитии).

В литературе понятие "психологический анамнез" используется расширительно, в том числе вне связи с болезненным процессом, как синоним понятия "история индивидуального психического развития ребенка" (Г. В. Бурменская, А. Г. Лидере и др.). В отличие от этих авторов, Н. Я. Семаго и М. М. Семаго считают, что в отношении отклоняющегося развития более оправданным является сближение понятия "психологический анамнез" с анамнестическим подходом, принятым в медицине. В то же время в основу психологического подхода к сбору и систематизации данных о ребенке может быть положена схема анализа каждого этапа развития, квалификация развития деятельности и личности ребенка, широкий охват существенных условий его развития.

Одним из важнейших условий сбора психологического анамнеза является прослеживание (и вычленение) в истории развития ребенка информации о формировании базовых составляющих психического развития и условиях этого формирования. Отдельные факты развития ребенка и общий анализ позволяют уже до получения объективных данных сделать предположение о характере их формирования, о тех "точках", где происходили "сбои" или девиации их развития. Это позволяет более эффективно как построить диагностическую гипотезу, так и уточнить в дальнейшем психологический диагноз, особенности построения коррекционно-развивающих программ.

3. Традиционный подход к оценке хода нормального, отклоняющегося и аномального психического развития основывается

на измерении его интеллектуальных функций и личностных качеств. Для этих целей разработан широкий арсенал тестовых заданий. Л. С. Выготский одним из первых указал на ограниченность такого подхода и предложил оценивать не только актуальный уровень психического развития, но и "зону ближайшего развития", которая отражает психический потенциал развития личности. Представляется, что и понятие "зоны" не совсем удачно, так как в действительности речь должна идти о горизонтах как открывающихся, возможных, ближайших перспективах развития. Отметим только, что в литературе основной акцент коррекционной работы делается на создании оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации нарушенного в результате органического повреждения первичного звена. То есть в решении вопроса о направленности коррекции приоритет отдается позиции "сверху вниз" - ставится цель активного формирования того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с представлениями о норме. Отсюда подчеркивается признание ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка. Данное положение ставится как бы в противовес другой позиции, которая условно определяется как коррекция "снизу вверх" и рассматривается как упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка предпосылок.

Еще одно важное теоретическое положение Л. С. Выготского - о единстве аффекта и интеллекта - дало толчок отечественным и зарубежным исследователям для рассмотрения развития ребенка как целостного и системного процесса. Однако в этом контексте понятие зон или горизонтов ближайшего психического развития не нашло еще достаточного применения. Поэтому когнитивные процессы часто рассматриваются у детей с отклоняющимся развитием в отрыве от системы эмоциональных оценок, предпочтений как первичных координат детского самосознания. И ликвидация этого разрыва - одна из актуальных задач психологии отклоняющегося развития.

4. В коррекционной работе современного типа следует учитывать не только всю структуру и иерархию конкретного варианта психического развития, но и то, каким путем шло это развитие, каковы причины наблюдаемой феноменологии, в частности, имеющегося уровня сформированности базовых составляющих развития. Это дает возможность определить ту возрастную точку, после которой началось "отклонение" от идеальной программы развития. Таким образом, появляется возможность построить коррекционную программу, что называется, "с нужного места". Учитывая взаимодействие и взаимовлияние всех базовых составляющих, можно создать оптимальную последовательность включения тех или иных развивающих или коррекционных воздействий.

При этом возможен и необходим постоянный контроль за прохождением ребенком "коррекционного пути". Подобный принцип построения коррекционной работы (формирование взаимосвязанных базовых составляющих и на их основе собственно высших психических функций и систем в соответствии с нормативной последовательностью их формирования в онтогенезе) был сформулирован А. В. Семенович как "принцип замещающего онтогенеза".

При реализации данного принципа необходимо учитывать:

выявленный актуальный уровень двигательного, когнитивного, аффективного и эмоционально-личностного развития ребенка;

общие законы и закономерности нормативного развития, в том числе законы и этапы развития двигательных актов и овладения пространственными представлениями, закономерности аффективного развития;

последовательность и специфику прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития;

определяющую роль формирования базовых предпосылок (составляющих) психического развития как операционально-технологических элементов становления когнитивной и эмоционально-личностной сфер;

ведущий тип мотивации деятельности;

поэтапность в формировании новых видов деятельности в соответствии с теорией П. Я. Гальперина.

Основные понятия: онтогенетическая ориентация, психологический анамнез, горизонты ближайшего развития, единство аффекта и интеллекта, принцип многоуровневости и системности, нейропсихологическая диагностика

Задания для самостоятельной работы

  1. В книге Ю. С. Шевченко, В. П. Добридень "Онтогенетически-ориентированная психотерапия" (М., 1998) познакомьтесь с оригинальной методикой ИНТЭКС эмоционально-стрессового воздействия на группу пациентов (детей и их родителей). Прокомментируйте содержание и организацию психокоррекционной работы, предложенной в данном пособии.
  2. По книге Н. Я. Семаго, М. М. Семаго "Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога" (М., 2000) подготовьте реферат второго параграфа четвертого раздела "Основные направления современной развивающей и коррекционной работы" (С. 126-154).

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие психологического анамнеза.
  2. Понятие нейропсихологической диагностики развития.
  1. Варианты возможных отклонений в развитии моторики, гнозиса и праксиса в дошкольном возрасте.
  2. Нейропсихологическая методика изучения зрительной и слуховой памяти (Э. Г. Симерницкая, Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе).
  3. Многоуровневая психокоррекция аффективной сферы ребенка (В. В. Лебединский, О.С. Никольская и др.).

ЛИТЕРАТУРА

  • Диагностика речевого развития дошкольников / Под ред. О.С.Ушаковой. - М., 1997.
  • Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
  • Марковская И. Ф. Задержка психического развития. - М., 1993.
  • Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой, В. В. Лебединского. - М., 1987.
  • Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М., 1998.
  • Шевченко Ю. С., Добридень В. П. Онтогенетически ориентированная психотерапия: Методика ИНТЭКС. - М., 1998.

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ:
"СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
И ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ"

Раздел 1. Социально-психологический тренинг

Занятие 1. Нейролингвистическое программирование
как направление групповой работы

К настоящему времени накоплено очень много материалов по проблемам тренинговой и психотерапевтической работы: от исследований теоретического плана, где обсуждаются возможные подходы к организации и проведению различных форм тренинговой работы, до описания процедур проведения занятий по развитию коммуникативной компетентности, а также технологии разработки таких занятий. Описывать сейчас эти аспекты проблемы не имеет смысла. Литературы такого плана вполне достаточно на книжных полках. А потому нашу работу мы построим по принципу научного исследования. Субъектами такого исследования будет вся группа: каждый ее участник возьмет на себя обязательство раскрыть то или иное направление групповой работы, подберет необходимые, наиболее простые упражнения, предлагаемые каждым

из направлений, и представит на одном из занятий результаты своего исследования. Более подробное знакомство с каждым из направлений психотерапевтической работы может быть вами осуществлено за рамками учебного курса.

Наша задача состоит и в том, чтобы развить навыки общения, коммуникативной компетентности и познакомиться с основными направлениями групповой работы, выполнить упражнения или техники, обменяться опытом участия в такой работе.

Сегодня мы начнем знакомство с одним из направлений групповой работы, обозначенной как "Нейролингвистическое программирование" (НЛП). В литературе его порой называют прогрессивным направлением в области психотерапевтической и тренинговой работы. Возникло это направление в 70-е годы XX в. Однако споры о его достоинствах и недостатках не утихают до сих пор. Мы приоткроем с вами завесу и попытаемся заглянуть в эту область. Воспроизведем ход занятий в рамках данного направления и попробуем оценить и проанализировать специфику их влияния на коммуникативные умения человека, специфику формирования этих умений. Все, что будет предложено вашему вниманию, можно обозначить как размышления по поводу увиденного и услышанного в процессе обучению по курсу "НЛП в образовании".

Историческая справка. История возникновения данного направления удивительна. Джон Гриндер и Ричард Бэндлер стоят у истоков разработки самых первых технологий. В свое время они задались целью проанализировать деятельность известных психотерапевтов и вьделить своего рода алгоритм их деятельности. И не любого терапевта, а терапевта, если так можно выразиться, с большой буквы. Среди них оказались Фредерик Перлз, основатель гештальттерапии, Вирджиния Сатир, известный специалист в области семейной психотерапии, М.Эриксон.

Дж. Гриндер и Р. Бэндлер обращали внимание на все, даже самые незначительные моменты психотерапевтической работы: как специалист встречал клиента? О чем и, главное, как спрашивал? Какие вопросы задавал? Предлагал ли пути решения вопросов, с которыми клиент пришел на прием? И т.д.

После тщательной и кропотливой работы по выделению отдельных действий и операций (паттернов), из которых соткана деятельность психотерапевта, были выделены лишь те, без которых не обходилась ни одна консультация. Далее были выделены те из них, которые обязательно приводили к успеху. Все эти действия были систематизированы. На их основе разработаны так называемые техники, представляющие собой последовательность шагов - от выяснения сути проблемы до проверки экологичности найденного решения для клиента. Спектр разработанных техник и круг проблем, которые они позволяют решить, достаточно широки. Это и снятие нересурсного состояния, и работа со страхами, и поиск эффективных путей совершенствования своей профессиональной деятельности.

Существуют технологические разработки в лечении с целого ряда психосоматических заболеваний.

Но интересно и то, что на основе собранного материала в последующем были разработаны весьма эффективные программы обучения в любой сфере человеческой деятельности и проведения социально-психологических тренингов.

Обобщив достижения нейролингвистического программирования, можно сказать, что данное направление предлагает вполне конкретные шаги, имеющие отношение к:

  • построению процесса обучения;
  • проведению индивидуальной психологической консультации;
  • организации социально-психологической тренинговой работе.

Участие в такой работе позволило обобщить этот опыт и представить его вашему вниманию. Вместе с тем остается целый ряд вопросов к данному направлению, на которые хотелось бы получить ответы: пока НЛП лишь описывает, как "работает" то, что оно предлагает, но не объясняет, почему выделенные паттерны взаимодействия психотерапевта с клиентом приносят весьма ощутимые результаты. И потому приглашаю вас к исследованию.

Процесс обучения. Дж. Гриндер и Р. Бэндлер, обратившись к деятельности известных психотерапевтов, преследовали одну цель - определить модель этой деятельности, задать четкие критерии ее эффективности, описать эту деятельность в сенсорно очевидных параметрах, которые мог бы взять на вооружение любой человек, получивший соответствующее образование.

То, что получилось в результате такой работы, напоминает по содержанию ориентировочную основу действия по П. Я. Гальперину. Разработанные в рамках нейролингвистического программирования критерии эффективного общения психотерапевта и клиента могут быть перенесены в иные сферы, где имеет место общение, что и было сделано. Это и сфера деловых переговоров, и политика, и, конечно, образование. Можно сказать, что здесь разработана достаточно эффективная ориентировочная основа действия в сфере коммуникации вообще и психотерапии в частности.

Предлагая определенные пути эффективного обучения, при которых теоретическое знание вплетается в личный опыт человека, нейролингвистическое программирование как бы придает форму тому богатому содержанию, которое получает студент в учебных аудиториях, приобретая специальность "практический психолог". Этот опыт успешно структурируется, систематизируется.

Систематизация полученных в вузе знаний - один из ключевых эффектов, к которым приводит участие в группе по нейролингвистическому программированию. Об этом свидетельствуют самоотчеты участников и мой собственный опыт участия в такой работе.

Индивидуальная психологическая консультация. Как направление индивидуальной консультативной работы НЛП предлагает набор вполне конкретных техник, цель которых - решение самых разнообразных проблем, с которыми может обратиться клиент. К большому сожалению, пока в отечественной психологии и терапии нет научных исследований, в которых были бы представлены статистические данные об эффективности такой работы и об устойчивости полученных результатов. Пока есть лишь отдельные наблюдения, которые подтверждают эффективность представленных в НЛП технологий. Но в данном случае нужны лонгитюдные исследования, предполагающие продолжительное во времени исследование. Тем не менее в программах самых разных вузов, ведущих подготовку кадров по специальности "психолог-консультант", нейролингвистическое программирование занимает равное положение с такими направлениями, как психоанализ, психодрама и др., ставшие уже классическими в области консультативной деятельности. Пример тому - Институт психотерапии (Москва) и Институт педагогики и психологии (Москва).

Социально-психологический тренинг. Технология проведения социально-психологической групповой работы, предлагаемая в русле НЛП, достаточно оригинальна. В поле внимания данной технологии - мышление человека, его представления о другом человеке, об окружающем мире и о своем месте в этом мире. Содержание, а точнее, форма этих представлений задает некоторые рамки тем формам общения, которых придерживается человек. Представления и убеждения человека - своеобразные фильтры, через которые человек смотрит на окружающий мир.

Наличие таких фильтров, некоторых когнитивных структур, обсуждается достаточно активно в русле когнитивной психологии. Здесь имеется целый пласт исследований, которые подчеркивают их место и роль в жизни человека, раскрывают закономерности их формирования. Начало данному направлению было положено в работах Ж. Пиаже, Дж. Брунера. В отечественной психологии структуру мысли рассматривали Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн.

Н. И. Чуприкова говорит о наличии предвосхищающих схем, которые настраивают человека на восприятие какой-либо определенной, а не любой информации и управляют тем самым его текущей познавательной активностью субъекта.

С другой стороны, нейролингвистическое программирование исследует процесс общения как реализацию этих взглядов и представлений. И в первом и во втором случае речь идет о форме мышления и о форме общения.

Понятийный аппарат. Само название направления, обозначенное как "нейролингвистическое программирование", требует расшифровки.

Нейро- означает работу мозга, нейронных цепей. Нейрон - клетка нервной системы, несущая информацию от мозга и к мозгу. Нейрон - клетка, способная вырабатывать нервные импульсы и передавать их другим клеткам.

Лингвистика - раздел филологии, наука о языке. В русле нейролингвистического программирования особое значение придается языку. Язык, речь человека организует его собственный опыт. Речь, т.е. те слова, которые мы произносим, оказывает влияние не только на нас самих, но и на другого человека.

Программирование - часть прикладной математики и вычислительной техники, разрабатывающая методы составления программ. Программа, в свою очередь, определяется как план деятельности, работ.

Объединив все три категории в единое название, можем предположить: словосочетание "нейролингвистическое программирование" означает, что посредством языка, организуя и обобщая свой опыт, мы задаем определенные параметры, определенное направление, программу собственному поведению или поведению другого человека. Так, если мама называет своего ребенка хулиганом, она тем самым задает ему программу поведения. И ребенок порой не может выйти за рамки этого предписания. Это чрезвычайно серьезная проблема. И заслуга ней-ролингвистического программирования в том, пожалуй, что оно высветило эту проблему. Исследования М. Снайдера - тому подтверждение. Он показал механизм того, как взгляды и представления родителей, воплощающиеся в поведении родителей, задают детскому развитию вполне определенную направленность. Если родители думают, что их ребенок неудачник, лентяй и т.д., то он таким и станет в силу того, что они соответствующим образом будут строить отношения с ним, ежедневно внушая ему эту мысль. Если родитель считает, что ребенок одарен, послушен, то эти формы поведения ребенка они будут подкреплять.

Место нейролингвистического программирования в структуре психологического знания. С точки зрения содержания НЛП находится на пересечении целого ряда классических направлений психологической науки. Прежде всего здесь угадываются идеи гуманистической, когнитивной психологии, а также бихевиоризма.

Человек, в этих направлениях, совершенное существо, стремящееся ко всему доброму и высокому, что существует на земле. Это сродни идеям А. Маслоу о позитивном взгляде на человека ("Дальние пределы человеческой психики").

С другой стороны, внимание НЛП к структуре и форме мысли сближает его с когнитивной психологией. И наконец, приемы работы порой опираются на самые элементарные вещи, описанные в русле схемы ST- R.

Но эти интерпретации - лишь взгляд со стороны на то, что предлагается в НЛП. Само же направление разработало свои объяснительные принципы, хотя и не всегда достаточные. НЛП нуждается в серьезной теоретической базе. Пока ее нет, есть лишь механизм, техники, шаги, которые дают результаты. Но как и почему это все "работает", пока непонятно. Эти результаты вполне объяснимы на уровне процессов обучения и социально-психологического тренинга, ибо они вписываются в общепринятые концепции проведения тренинговой работы, программ обучения. Что же касается работы консультативной, то здесь широкое поле для серьезный научных исследований.

Базовые пресуппозиции, раппортное общение. Подстройка и ведение, репрезентативные системы, субмодальности - вот круг понятий, с которыми мы познакомимся с вами в ходе наших занятий.

Занятие 2. Форма и содержание коммуникативного процесса

С изучения базовых пресуппозиций начинается работа в русле НЛП. По своей сути они представляют когнитивную составляющую коммуникативного акта: задают направление мысли, взглядам и представлениям человека. Известно десять пресуппозиций, говорящих о том, как можно воспринимать окружающий мир, других людей и себя.

  1. Карта - это еще не территория.
  2. Сознание и тело - это части одной и той же кибернетической системы.
  3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.
  4. Субъективный опыт состоит из визуальных образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов.
  5. Смысл моего общения заключается в той реакции, которую оно вызывает.
  6. Не бывает поражений, существует только обратная связь (реакция).
  7. Любое поведение представляет собой выбор самого лучшего варианта из имеющихся в данный момент.
  8. Любое поведение имеет позитивную интенцию (намерение); любое поведение привязано к первоначальному окружению.
  9. Каждый из нас располагает ресурсами для достижения своих целей; мы создаем свой собственный реальный мир.
  10. Вселенная, в которой мы живем, представляет собой дружественную, изобилующую ресурсами сферу.

Задание 1

Вспомните какую-либо ситуацию из своей жизни, которая была для вас весьма сложной, или проблему, которую вы, может

быть, не разрешили до сих пор. Подумайте о ней. А затем найдите ответ на возникший перед вами вопрос в перечне базовых пресуппозиций. В какой из пресуппозиций содержится ответ на ваш вопрос? Как вам кажется? Расскажите друг другу об этом. А потом всей аудитории. На какой вопрос ответ не получен? Как вы намерены вести себя в будущем, получив ответ на свой вопрос? Вы ничего не потеряете, если будете именно так строить свою жизнь, свои дела?

Раппортное общение. О необходимости раппортного (эмпатийного) общения пишет К. Роджерс. Раппортное общение - это такая форма общения, которая позволяет человеку приблизиться к модели мира другого человека, а значит, лучше его понять.

В НЛП называют приемы, которые приводят к возникновению раппортного общения. Это система подстроек невербального и вербального плана. Основной прием подстройки - отзеркаливание (прямое или перекрестное). Если принять во внимание, что процесс коммуникации опирается в своих внешних проявлениях на систему невербальных и вербальных средств, то, отзеркаливая (копируя или дополняя) их, партнеры по общению, приближаясь к модели (карте) мира друг друга, быстрее найдут общий язык.

О роли каждого из паттернов в процессе общения хорошо известно социальной психологии. Этому посвящены многочисленные исследования. Написана не одна книга о том, как можно считывать те или иные невербальные формы поведения. Но НЛП не занимается интерпретациями. Так, НЛП не будет объяснять и оценивать позу партнера по общению (закрытая или открытая). Задача в другом - подстроиться, отзеркалить его позу, его жесты и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: