Основные понятия, описывающие информацию об окружающем мире

Уровень категории Репрезентативные системы
Субмодальности Визуальная Аудиальная Кинестетическая
Форма, цвет, размер, объемность, наличие движения, яркость, четкость Громкость, звонкость, длительность, интенсивность, местоположение Вкус, запах, температура, влажность
Предикаты Глаголы Прилагательные Наречия
Видеть, смотреть, показаться, явиться... Слышать, говорить, молчать... Ощущать, чувствовать...
Большой, цветной, белый... Громкий, звонкий... Горький, кислый...
Ярко, четко... Глухо, тихо... Сладко, прохладно...

На верхнем уровне - репрезентативные системы. Здесь различают визуальную, аудиальную и кинестетическую репрезентативные системы.

Далее. Каждая репрезентативная система дает нам информацию какого-то определенного, а не любого рода. Например, информацию о цвете или форме мы можем получить лишь при помощи зрения, т.е. визуальной репрезентативной системы. Информацию о громкости - при помощи слуха. О вкусе - при помощи кинестетической репрезентативной системы. Характеристики, при помощи которых описывается информация, поступающая к нам через ту или иную систему, называются субмодальностями. Каждая из субмодальностей, в свою очередь, раскрывается через набор предикатов - слов, указывающих нам на принадлежность информации к той или иной репрезентативной системе. К группе предикатов относят глаголы, прилагательные, наречия. В рамках каждой репрезентативной системы они свои, и отражают специфику информации, которую мы получаем из окружающего нас мира.

Существует еще одна группа предикатов. Они не несут на себе печать принадлежности к той или иной репрезентативной системе.

Называются они полимодальными. Предикаты данной группы могут быть описаны или раскрыты при помощи предикатов любой системы, например, знаю, понимаю, считаю и т.д. Как ты понимаешь, что ты знаешь? Вопросы такого рода позволяют получить информацию о том, к какой репрезентативной системе человек относит слово "знаю".

Задание 5

Работа выполняется в группах по три-четыре человека. Задание - предложить ряд полимодальных предикатов - глаголов, прилагательных и наречий.

И еще одна группа предикатов: они не принадлежат какой-либо определенной репрезентативной системе и не являются полимодальными. Это предикаты, имеющие отношение к так называемому внутреннему диалогу. Иногда эту группу описаний информации называют аналитической репрезентативной системой, системой оценочных суждений, суждений по поводу чего-либо. Например, в этом случае я не скажу "гвоздики красные", а скажу: "Мне кажется, что гвоздики красные"; "Я думаю...", "Я считаю...", "Я полагаю..." Словосочетания такого рода - признак работы внутреннего диалога. Суждения, которые следуют за ними, как правило, могут нести на себе печать оценки - хорошо, плохо. Или, например, пышные волосы, шикарный автомобиль. Оценочные суждения - это еще и полимодальные предикаты.

Чем больше места и времени в наших размышлениях мы отводим внутреннему диалогу, тем в большей степени мы закрыты от внешнего мира. И это не всегда хорошо. Один из источников создания у себя хорошего, ресурсного состояния - это смотреть, слушать и чувствовать. Смотреть на людей, на деревья и небо. Слушать звуки голосов, движущихся машин, пение птиц. Ощущать дуновение ветерка или легкого морозца. Внутренний диалог - уход от реальности. И не всегда это полезно.

После того как мы систематизировали ключевые понятия, описывающие репрезентативные системы, мы можем поучиться их слышать, выделять их в речи другого человека. А потому мы сейчас выполним следующее задание. Но прежде чем мы начнем выполнять упражнение, сделаем некоторое отступление от темы.

Настоящее состояние, желаемое состояние, ресурсы. В НЛП различают состояние настоящее, в котором находится человек; состояние желаемое, к которому он стремится. Чтобы из состояния настоящего перейти в состояние желаемое, человеку необходимы ресурсы. В понятие "ресурс" включают некоторую информацию или деятельность, которая рождала бы у человека веру в свои силы и мотивацию к достижению желаемого состояния или цели. Это могут быть разные слова, которые мы можем произнести в

адрес собеседника: "У тебя все получится!", "Ты это можешь!", "Жизнь хороша!" и т.д.

А теперь следующее задание.

Задание 6

Все участники садятся в круг. Каждый по очереди произносит фразу, которую ему хочется произнести. Обратите внимание лишь на то, чтобы фраза была ресурсной, чтобы в ней звучала вера в свои силы или силы другого человека, чтобы в ней содержалась мотивация к выполнению какого-либо действия (так понимается в НЛП категория ресурсности). Участник А произносит фразу. Участник Б, сидящий рядом, называет репрезентативную систему, к которой эта фраза может быть отнесена. Затем участник Б произносит свою ресурсную фразу, а участник В, сидящий рядом, называет репрезентативную систему. Упражнение продолжается до тех пор, пока все не исполнят все роли.

Например: "Сегодня удивительная погода". Вы согласитесь, что речь в данном случае может идти о полимодальном описании. Решить, что сегодня удивительная погода, человек может потому, что ярко светит солнце, или что сегодня тепло, или что за окном слышен шум дождя, или что скрипит снег под ногами.

Все остальные участники высказывают согласие с определением репрезентативной системы или предлагают свою версию, обосновывая ее правильность.

Обратная связь: что вы заметили, выполняя это упражнение?

Считается, что у каждого человека при восприятии тех или иных событий может преобладать та или иная репрезентативная система, на языке которой он и будет описывать эту проблему и свои размышления о ней консультанту, педагогу и другим людям. Чтобы установить с ним раппорт, присоединиться к его модели мира, понять и принять его, специалист должен уметь говорить на языке этой же репрезентативной системы.

Задание 7

Напишите небольшой текст за пять минут, на любую тему. Пишите отдельные предложения. О том, о чем вам приятно писать. По моему сигналу остановитесь. Подчеркните в вашем тексте предикаты. Будьте внимательны. Определите их принадлежность к той или иной репрезентативной системе. Предикатов какой группы оказалось в вашем тексте больше? Если есть такой перевес, то можно говорить о том, что ведущей для вас при анализе данной информации была именно та система, предикатов которой в вашем тексте вы обнаружили больше всего.

Обратная связь: что вы заметили?

В литературе по НЛП описано очень интересное упражнение. Мы его немного модифицируем.

Задание 8

Упражнение выполняется в парах. Определите для себя репрезентативную систему, на языке которой вы будете общаться со своим собеседником. По сигналу начинайте беседу и в течение пяти минут стройте свои высказывания в рамках лишь этой системы. Через пять минут, по моему сигналу, поменяйте партнера по общению и репрезентативную систему, на языке которой вы будете общаться. Работу закончим через двадцать минут, после того как вы сможете поговорить на языке каждой из репрезентативных систем.

Обратная связь: что вы заметили?

Занятие 4. Ключи глазного доступа и физиологические маркеры внутреннего состояния партнера по общению

Определить, к какой репрезентативной системе человек обращается в поисках информации, рассказывая нам о своей проблеме, или отвечает нам на поставленные вопрос, позволяют ключи глазного доступа (рис. 1).

При этом следует иметь в виду следующее: когда речь идет о ключах глазного доступа, то интерпретации мы придаем только расфокусированный взгляд. Взгляд, когда человек нечто рассматривает внизу или наверху, мы не интерпретируем.

Если взгляд человека обращен вверх, то мы говорим о том, что он обращается к визуальной сфере. Если взгляд находится на горизонтальной линии, происходит обращение к аудиальной информации. Если взгляд опущен в правый нижний угол - к кинестетической системе; в левый нижний угол - внутренний диалог. Рисунок, отражающий ключи глазного доступа, уже стал классическим и обошел не один учебник по НЛП. Выглядит он следующим образом.


Рис.1. Ключи глазного доступа: Вк – визуальное конструирование;Ак – аудиальное коструирование; К – кинестетическое конструирование; Вп – визуальная память; Ап – аудиальная память; Ад – внутренний диалог

Задание 9

Участник А садится перед группой слушателей. Его задача - отвечать на вопросы. Задача всех остальных учащихся - задавать вопросы и отслеживать, к какой репрезентативной системе обращается человек. Какие вопросы и скакой формулировкой задавать – вы знаете, знаете, какие предиканты направят человека в поисках информации

Если вы спросите о том, что человек мог видеть, он наверняка обратится к визуальной репрезентативной системе. Если вы спросите его о любимой мелодии или звуках какого-либо инструмента или голоса, можно ожидать, что скорее всего он обратится к аудиальной репрезентативной системе. Если вы захотите узнать нечто из области вкусовых ощущений, тактильных, ольфакторных, то наш уважаемый коллега обратится в область кинестетики. Но если вы попросите высказать его какое-либо суждение, дать оценку, то заметите, что взгляд его обратится в область внутреннего диалога. Итак, начнем...

Обратная связь: что вы заметили, выполняя это упражнение?

Синестезия. Вы могли заметить, что порой наш коллега направлял взгляд прямо перед собой. В данном случае мы можем говорить о синестезии - состоянии, когда несколько репрезентативных систем переплетены. Это происходит в том случае, когда человек нечто видит внутренним взором и у него сразу же появляются какие-либо чувства. Или наоборот, как только возникает какое-либо чувство, он сразу слышит голос, например родителя или педагога. "Как только я приступала к выполнению какого-либо домашнего задания, внутри меня раздавался голос моего отца: "Быстрее. Ты должна все делать быстро"", - эта женщина до сих пор слышит внутри себя голос отца.

Есть еще один аспект в работе наших репрезентативных систем. Он связан с тем, что обращаться мы можем к визуальной репрезентативной системе, равно как и к аудиальной и кинестетической. Но эта информация тоже может быть разного рода. Мы можем нечто вспоминать (что мы слышали, видели и чувствовали). Но мы можем и создавать нечто новое: конструировать, опираясь на наше воображение. Конструировать - значит представлять то, с чем в реальности мы не сталкивались. Я, например, могу думать о том, как изменится интерьер моей квартиры или нашего класса, в котором мы сейчас занимаемся, если мы повесим сюда желтые шторы. И тогда наш взгляд будет обращен не просто вверх. Он будет обращен в левый верхний угол. Если мы будем обращаться к памяти, то взгляд будет обращен вправо. Точно так же обстоит дело и с аудиальными памятью и конструированием. Налево по горизонтали человек обращает свой взор, когда он что-то конструирует, направо - когда обращается к аудиальной памяти.

Внешние проявления внутренних состояний. Поза, тон голоса, темп дыхания, цвет кожи являются теми внешними проявлениями, которые также свидетельствуют о репрезентативной системе, в которой в данный момент находится человек.

Проведем демонстрационное упражнение. Предложим кому-нибудь посидеть перед нами, попросим его сначала смотреть вокруг и называть, что он видит. Затем прислушиваться к звукам, которые его окружают, и говорить об этом так, чтобы одновременно

их и слышать. А затем попросим обратиться к ощущениям и рассказывать о них так, чтобы они не пропадали.

Что вы заметили? Вы заметили, что поза во всех трех случаях была разной. Так, в первом случае, когда речь шла о визуальной системе, голова была приподнята; в случае аудиальной системы она была уже ниже наклонена, а в том случае, когда речь шла о кинестетической системе, она была просто опущена вниз.

В каком случае тон голоса был самым низким, а в каком самым высоким? Что вы могли бы сказать о глубине дыхания? Когда оно было поверхностным, а когда более глубоким? Что вы заметили по поводу цвета кожи?

Время. Время - еще одна характеристика, которую мы отнесем к вербальным паттернам.

В русском языке три времени - прошедшее, настоящее и будущее. Так и в жизни человека - прошлое, настоящее, будущее.

Человек может жить, обозревая все три периода жизни, но может предпочитать какое-либо из них. Это отражается в языке человека. В его речи мы можем услышать преимущественно глаголы прошедшего времени, или глаголы будущего времени, или глаголы настоящего времени. Он как бы воспринимает все происходящее через призму прошлого, будущего или настоящего.

Задание 10

В группах по четыре человека, один из них рассказчик. В течение трех минут он рассказывает какую-либо историю из своей жизни. Он может фантазировать, придумывать. Трое других, распределив время, отслеживают, глаголов какого времени в речи рассказчика больше. А может быть, вообще присутствует какое-то одно время?

После того как вы определитесь с преобладающим временем в речи каждого из вас, расскажите друг другу о том, что каждый из вас думает о прошлом, настоящем и будущем. Какими они для вас представляются? Может быть, вы сможете объяснить, почему в вашей речи присутствуют глаголы одного или нескольких времен?

Раздел 2. Основные принципы проведения групповой тренинговой и психотерапевтической работы

Занятие 1. Понятие коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной психологии

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Социально-психологическая компетентность, коммуникативная компетентность, компетентность в общении.
  2. Пути развития коммуникативной компетентности.
  1. Способы и средства формирования компетенции в общении.
  2. Психологическая работа в группах.
  3. Групповая психотерапия: цели и задачи.
  4. Социально-психологический тренинг: цели и задачи.

Как готовиться к семинарскому занятию. Подберите психологические журналы, монографии и статьи в сборниках, в которых обсуждаются проблемы коммуникативной компетентности. Прочтите отобранную вами литературу. Систематизируйте прочитанное. Подготовьте сообщение по следующему плану: определение понятий (необходимо назвать основные понятия, через которые раскрывается категория коммуникативная компетентность); назвать фамилии исследователей; рассказать, в каких направлениях исследуется данная проблема в отечественной и зарубежной психологии; что нового для себя узнал автор сообщения, а с чем он уже был знаком ранее; как изменится его профессиональная деятельность, после того как он изучил этот материал.

Форма проведения семинарского занятия. Семинарское занятие проводится в форме "круглого стола", где каждый участник рассказывает о своих находках. После того как все выступления будут выслушаны, каждый из учащихся формулирует выводы, к которым он пришел в ходе обсуждения данного круга вопросов, что ему показалось особенно важным и интересным?

Занятие 2. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Социально-психологический тренинг как направление практической психологии.
  2. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи.
  3. Социально-психологический тренинг в ряду методов практической психологии. История вопроса. Психология групп. Эффект воздействия и механизм влияния группы на отдельную личность. Человек как субъект и объект социального действия. Психокоррекционные группы и групповая психотерапия.
  4. Психокоррекционные группы и их классификация. Состав и размер. Гомогенность и гетерогенность групп. Структура психокоррекционной группы. Цели, роли и нормы групп. Лидерство и стили руководства. Групповые процессы. Этические аспекты деятельности психокоррекционных групп. Методы социально-психологического тренинга. Групповая дискуссия. Игра.

Как готовиться к семинарскому занятию. Обратитесь к рекомендованной литературе. Найдите в ней ответы на поставленные вопросы. Сформулируйте свое отношение к прочитанному. Подготовьтесь сделать сообщение на семинарском занятии.

Форма проведения семинарского занятия. Занятие проводится в форме "круглого стола". Каждый участник рассказывает о своих находках, о мнении, которое сформировалось у него после проведенной работы. Где полученные знания каждый из участников будет применять? Что уже попробовал использовать в своей практической деятельности?

Занятие 3. Групповая психотерапия

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Задачи психотерапии. Формы и методы работы.
  2. Основные современные направления групповой психологической работы. Психоаналитическое направление. Классический психоанализ З. Фрейда. Психоанализ К. Юнга. Психоанализ А. Адлера. Бихевиористическая психотерапия. Бихевиоризм Б. Ф. Скиннера. Групповая поведенческая терапия. Гуманистическая психотерапия К. Роджерса, А. Маслоу. Экзистенциальная психотерапия. Трансакционный анализ. Медитативная психотерапия.

Как готовиться к семинарскому занятию. Обратитесь к рекомендованной литературе. Познакомьтесь с основными положениями и принципами проведения психотерапевтической работы. Разведите понятия "социально-психологический тренинг" и "групповая психотерапия". В чем вы видите разницу? Систематизируйте понятия, с помощью которых авторы раскрывают суть одной и другой форм групповой работы.

Форма проведения семинарского занятия. Занятие проводится в форме "круглого стола", где каждым участником представляются прочитанные материалы, где каждый высказывает свою точку зрения на обсуждаемые вопросы и выводы, к которым он пришел. Где полученные знания можно использовать? Сформулируйте выводы по результатам проведенной дискуссии.

Раздел 3. Формы и методы психологической работы
в группах на современном этапе

Занятие 1. Тренинг-группы

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Школа групповой динамики К.Левина. Процесс и содержание взаимодействия.
  2. Ценности Т-групп и основные понятия направления. Обучение тому, как учиться: представление самого себя, обратная связь, экспериментирование.
  1. Основные процедуры. Поведение руководителя, коммуникативные умения участников группы: описание поведения, коммуникация чувств, активное слушание, обратная связь, конфронтация.
  2. Анализ и оценка деятельности Т-групп.
  3. Практические упражнения.

Как готовиться к семинарскому занятию. Учащиеся организуют группы по три-четыре человека. Каждая из групп ведет поиск литературы, в которой не только раскрывается технология проведения тренинг-групп, но и обсуждаются эффективность и результативность таких групп. В сборниках по практической социальной психологии, в психологических журналах можно встретить статьи такого плана.

Каждая группа подбирает и несколько (два-три) практических упражнений, которые предлагаются в данном направлении.

Форма проведения семинарского занятия. Занятие проводится в форме тренинга. Каждая группа делает сообщение о результатах проведенной работы. А затем предлагает слушателям отобранные упражнения. После того как упражнение выполнено, учащиеся дают обратную связь по поводу того, что они переживали выполняя это упражнение. Какие открытия сделали для себя и о себе.

В заключение каждому участнику важно сказать о том, к какому выводу он пришел в ходе сегодняшнего занятия? На какие вопросы получил ответы? Что он возьмет на вооружение?

Занятие 2. Группы встреч

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. К. Роджерс о концепции групп встреч.
  2. Основные понятия направления: самораскрытие, осознание самого себя, ответственность, внимание к чувствам, "здесь и теперь".
  3. Психотерапевтические группы и группы роста личности.
  4. Основные процедуры: установление контакта, построение доверительных отношений, изучение конфликтов, изучение сопротивления, сочувствие и поддержка. Разнообразие видов групп встреч.
  5. Проблемы переноса опыта внутригруппового общения в широкий социальный контекст. Анализ и оценка механизмов воздействия групп встреч на личность.
  6. Практические упражнения.

Как готовиться к семинарскому занятию. Схема подготовки к семинарскому занятию прежняя. Работа ведется в подгруппах по три-четыре человека. Ведется поиск ответов на поставленные вопросы. Готовится выступление. Подбираются практические занятия.

Форма проведения семинарского занятия. Форма проведения семинарского занятия та же. Участники каждой подгруппы делают сообщение о том материале, который был собран во время подготовки. Предлагают вниманию слушателей практические упражнения,

используемые в русле направления названного "группы встреч".

Занятие 3. Гештальтгруппы

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Специфика подхода Ф. Перлза к терапевтической работе в группах.
  2. Основные понятия: фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции защиты, зрелость.
  3. Основные процедуры: расширение осознания, интеграция противоположностей, усиление внимания к чувствам, работа с мечтами, принятие ответственности за самих себя, преодоление сопротивления.
  4. Анализ и оценка воздействий гештальтгрупп.
  5. Практические упражнения.

Как готовиться к семинарскому занятию. Схема подготовки остается прежней. Учащиеся организуют группы по три-четыре человека. Каждая из групп ведет поиск литературы, в которой не только раскрывается технология проведения групповой работы в русле гештальттерапии, но и обсуждаются эффективность и результативность таких групп.

Форма проведения семинарского занятия. Та же. Занятия проводятся в форме научной конференции, где каждый ее участник рассказывает о результатах научного поиска и собственных выводах.

Занятие 4. Психодрама

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Групповая психотерапия Я. Морено: история развития.
  2. Основные понятия: ролевая игра, спонтанность, перенос, контрперенос, теле, катарсис, инсайт.
  3. Основные процедуры: роли в психодраме, фазы развития психодрамы, методики.
  4. Анализ и оценка воздействий психодрамы на человека.
  5. Практические упражнения.

Как готовиться к семинарскому занятию. Подберите в литературе занятия и упражнения, используйте в русле психодрамы. Подготовьтесь к их проведению с участниками вашей тренинговой группы.

Форма проведения семинарского занятия. Занятия проводятся в форме тренинга. Каждый участник предлагает и проводит то или иное отобранное упражнение. После его выполнения участники обмениваются своими мнениями по поводу ощущений в ходе выполнения упражнений. Какие открытия были сделаны? Где полученные знания можно использовать?

Занятие 5. Группы телесной терапии

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Вклад В. Райха в психотерапию.
  2. Основные понятия: энергия, мышечная броня, почва под ногами.
  3. Основные процедуры: дыхание, оценка тела и напряженные позы, двигательные упражнения, физический контакт. Метод Фенльденкрайса. Метод Александера. Структурная интеграция. Первичная терапия.
  4. Анализ и оценка методов телесной терапии.
  5. Практические упражнения.

Занятие 6. Группы танцевальной терапии

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Основные понятия: общие цели, взаимоотношение между движением и разумом.
  2. Основные процедуры: роль терапевта, анализ движения, психодинамические подходы.
  3. Анализ и оценка воздействия танцевальной терапии на личность человека.
  4. Практические упражнения.

Как готовиться к семинарскому занятию. Участники образуют группы по три-четыре человека. Ведут поиск литературы по данному направлению работы (такие материалы можно найти в журналах "Московский психотерапевтический журнал"", "Психология семьи и семейная психотерапия" и др.). Готовят сообщение на семинарском занятии, придерживаясь вынесенных на обсуждение вопросов, фиксируют вопросы, которые также могут быть предложены на обсуждение.

Форма проведения семинарского занятия. Форма проведения та же. Каждая группа представляет собранный материал и предлагает учащимся некоторые упражнения, используемые в русле данного направления.

Занятие 7. Группы терапии искусством

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. История вопроса.
  2. Основные понятия: спонтанные рисование и лепка, сублимация.
  3. Основные процедуры: психодинамическая терапия искусством, гуманистическая терапия искусством.
  4. Анализ и оценка воздействий групп терапии искусством.
  5. Практические упражнения.

Как готовиться к семинарскому занятию. Схема подготовки к занятию остается прежней.

Форма проведения семинарского занятия. Форма проведения занятия - "круглый стол". Схема проведения та же.

Занятие 8. Группы тренинга умений

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. История становления данного направления групповой работы.
  2. Основные понятия: учебная модель, постановка цели, измерение и оценка. Основные процедуры: оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе, репетиция поведения, релаксационный тренинг, когнитивное переструктурирование, домашняя работа, дополнительные методики.
  3. Анализ и оценка воздействий групп тренинга умений.
  4. Практические упражнения.

Как готовиться к семинарскому занятию. Схема подготовки остается прежней.

Форма проведения семинарского занятия. Та же.

Занятие 9. Нейролингвистическое программирование

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. История возникновения.
  2. Основные идеи и теоретические положения.
  3. Основные понятия: базовые пресуппозиции, раппорт, рефрейминг. Логические уровни.
  4. Анализ и оценка воздействий НЛП.
  5. Практические упражнения.

Как готовиться к семинарскому занятию. К сожалению, основные положения нейролингвистического программирования широко не освещаются на страницах психологических журналов. Однако появились учебные пособия по данному направлению, в том числе и утвержденные Министерством образования РФ в качестве учебных пособий. Найдите то, что вы сможете найти в литературе. Подготовьте свои сообщения. Какие еще понятия и закономерности мышления и общения вам удалось открыть? Подготовьтесь сделать сообщение на семинаре.

Форма проведения семинарского занятия. "Круглый стол".

Занятие 10. Формирование коммуникативной компетентности
в рамках деятельностного подхода

Вопросы для обсуждения на семинаре

  1. Основные компоненты коммуникативной компетентности. Понятие ориентировочной и исполнительной частей действия. Внутренние средства коммуникативной деятельности. Коммуникативный акт как анализ и оценка ситуации, формирование цели и операционального состава действия, реализация плана и его коррекция, оценка эффективности.
  2. Оценка когнитивных ресурсов, социоперцептивная составляющая коммуникативной компетентности, планирование действий. Строение когнитивных структур и организация социо-перцептивного опыта. "Поле действий" и "веер" возможных решений. Операциональный репертуар коммуникативной деятельности. Темп речи, интонация, пауза, лексическое разнообразие, навыки недирективного и активизирующего слушания, невербальная техника: мимика и пантомимика, фиксация взгляда, организация коммуникативного пространства и т.д.
  3. Развитие и совершенствование коммуникативной компетентности взрослых как саморазвитие и самосовершенствование на основе собственных действий. Пути развития коммуникативной компетентности.
  4. Организация и проведение групповой дискуссии. Техника публичного выступления.

Как готовиться к семинарскому занятию. Литературы такого плана немного. Обратитесь к работам Л. А. Петровской, к концепции П. Я. Гальперина, М. И. Лисиной, к интервью с Ю. Б. Гиппенрейтер, опубликованному в журнале "Психология семьи и семейная психотерапия", где Ю. Б. Гиппенрейтер рассуждает о возможностях деятельностного подхода в русле тренинговои и психотерапевтической работы.

Форма проведения семинарского занятия. Представьте собранный вами материал. Какие упражнения по развитию коммуникативной компетенции вы могли бы предложить в русле деятельностного подхода?

Занятие 11 (заключительное). Основные проблемы организации
и проведения групповой работы на современном этапе

Как готовиться к занятию. Подготовка ведется индивидуально. Каждый из учащихся ставит перед собой вопросы, которые, с его точки зрения, кажутся чрезвычайно важными. Вопросы, ответы на которые позволят будущему специалисту приобрести необходимые ему знания. Следуя традиционной логике проведения информационного поиска, необходимо подобрать литературу по интересующей вас проблеме. Прочесть отобранный материал. Систематизировать его и в виде тезисов сдать преподавателю.

Форма проведения семинарского занятия. Занятие проводится в форме импровизированной научной конференции. Каждый участник ее выступает с сообщением о проделанной работе. О тех вопросах, на которые он искал ответы. И о том, к какому выводу пришел, что показалось ему чрезвычайно важным и полезным.

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИОННЫХ, СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ
"ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В ДОШКОЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ"

Конспекты лекций

Лекция 1. Нормативно-правовые аспекты деятельности
практического психолога

После окончания вуза молодой специалист (практический психолог) на начальных этапах работы сталкивается с отсутствием нормативных документов, регламентирующих работу практического психолога в детском саду. Прежде всего речь идет о вопросах, касающихся профессиональных прав и гарантий, размера оплаты труда. Остается непонятным вопрос о продолжительности рабочей недели специалиста и др. Объяснением этому служит то, что должность педагога-психолога в детском саду учреждена была не столь давно, поэтому его статус определяется всего несколькими предложениями в "Рекомендательных письмах по введению специалистов".

В 1993 г. выходят "Нормативы по определению численности персонала, занятого на обслуживании дошкольного учреждения". Но и в этом документе единственно необходимой информацией является информация о продолжительности рабочей недели педагога-психолога (она приравнивается к рабочей неделе воспитателя и составляет 36 часов).

29 марта 1995 г. состоялось заседание Коллегии Министерства образования РФ, на которое был вынесен вопрос "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии в Российской Федерации".

Было разработано "Положение о службе практической психологии образования в РФ", определен статус практического психолога службы практической психологии образования.

В этих документах содержится информация о том, что практический психолог - специалист с высшим образованием, приравненный в отношении оплаты, присвоения квалификационных разрядов, продолжительности отпуска, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий к педагогическому персоналу образовательных учреждений, вне зависимости от конкретного места работы (образовательные учреждения: детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и пр., районные, городские, областные, региональные психологические центры образования). В "Статусе практического психолога" содержится

информация о том, какое психологическое образование должны иметь лица, работающие практическими психологами, сколько психологов должно работать в разных видах детских учреждений, как осуществляется оплата их труда.

Должности практических психологов установлены на основе ETC (от 9-го до 16-го разряда), в каждом образовательном учреждении, а также в районных, городских, областных, региональных центрах психологической службы образования, являющихся учреждениями образования Российской Федерации, должно быть не менее одного психолога.

В этих же документах была обозначена рабочая неделя (24 часа), указаны особенности подчинения психолога административным и профессиональной структурам.

В материалах Коллегии содержатся рекомендации по оборудованию рабочего места: "Для работы психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения диагностической, консультационной, развивающей и контролирующей работы".

В документах говорится также, что нужно учитывать проведенную работу, готовить необходимую документацию так, чтобы она соответствовала предложенным формам (см. приложение 1). Практические психологи, работающие в образовательном учреждении, как раз и занимаются данной работой, представляя отчетность по административной и профсоюзной линиям.

Однако материалы Коллегии не были утверждены, поэтому они не являются обязательными нормативными документами, которыми обязан руководствоваться практический психолог в своей работе, вплоть до марта 1999 г., когда вышло Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ "Об использовании рабочего времени педагога-психолога в образовательном учреждении", в котором говорится о неэффективном использовании рабочего времени педагога-психолога при существующих нормативных документах по его деятельности, подчеркивается отсутствие возможности постоянного и систематического повышения своей профессиональной компетенции, что приводит к снижению эффективности деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях разных типов, это грозит обернуться профессиональной дисквалификацией и заметной текучестью педагогических кадров:

"Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педагогических работников образовательных учреждений (Закон Российской Федерации "Об образовании", ст. 55, п. 5), из них:

  • индивидуальная, групповая работа с обучающимися, воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся воспитанников составляет 24 часа в неделю;
  • подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации, затраты времени на повышение профессиональной компетенции педагога-психолога составляют 12 часов в неделю, что не требует обязательного присутствия педагога-психолога в образовательном учреждении.

Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога как критерий оценки эффективности его деятельности".

Особенно хочется остановиться на данных по ориентировочным нормам продолжительности различных видов работы практического психолога образования.

В материалах Коллегии (29 марта 1995 г.), учебном пособии "Практическая психология образования" представлена таблица с ориентировочными нормами продолжительности различных видов работы практического психолога образования. Приведем эти данные (табл. 9).

Таблица 9

Продолжительность различных видов работ практического психолога
образования
(Ориентировочные нормы)

Вид работы Среднее время (ч) Примечания
     
Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций 3,5-6,0 Из расчета на одного человека
Групповая психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций 16-20 Из расчета на 15 человек
Индивидуальная и групповая консультативная работа с учащимися, оформление результатов 1,5-3,0 На одну беседу
Индивидуальная развивающая и психокоррекционная работа, включая подготовку, проведение и оформление результатов 30-60 На один цикл

Окончание таблицы 9

     
Подготовка и проведение педагогического консилиума, оформление результатов 5,0-7,0 На один консилиум (без учета диагностической работы)
Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов 1,5-2,5 На одну беседу
Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов 1,0-2,5 На одну беседу
Деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогами, включая подготовку, проведение и оформление результатов 30-40 На один цикл
Подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении, родительском собрании и др., оформление результатов 1,0-4,0 На одно мероприятие
Подготовка и проведение "психологических часов" для детей, оформление результатов 1,5-2,5 На одно занятие
Ежедневное итоговое оформление документации 1,5-2,5  
Методическая работа 1,5-2,5 В неделю

Необходимо заметить, что в предложенных нормах дана продолжительность различных видов работы без учета специфики работы практического психолога (работающего в детском саду, школе, психологическом центре). Однако практика работы в детском саду требует некоторых изменений и дополнений в разработке таких нормативов. Во-первых, в детском саду, в отличие от школы и других образовательных учреждений, продолжительный отрезок времени отводится на сон детей (в среднем примерно 2,5 часа), поэтому всю продуктивную работу психолог должен осуществить в основном в утренние часы. Если же учесть прогулку, лишать которой ребенка мы не имеем права, то времени остается и того меньше. В результате в любом варианте предложенные нормы просто невыполнимы. К тому же психологические особенности дошкольников работают в пользу сокращения (в сравнении с предложенной таблицей) времени, отводимого как на индивидуальную, так и на групповую работу с детьми. Во-вторых, все еще значительное количество детских садов не имеют полной ставки

педагога-психолога, и предложенное нормативное время просто не даст специалисту охватить решением несколько задач, и сосредоточиться на одной.

Мы предлагаем таблицу ориентировочных норм продолжительности различных видов работы практического психолога в детском саду из расчета 24 часа в неделю:

Таблица 10

Вид работы Среднее время (ч) Примечания
Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций 1,5-3,0 Из расчета на одного человека
Групповая психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций 10-12 Из расчета на 15 детей
Индивидуальная, развивающая и психокоррекционная работа, включая подготовку, проведение и оформление результатов Максимум 30 На один цикл
Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов 1,0-1,5 На одну беседу
Подготовка и проведение педагогического консилиума, оформление результатов 1,0-1,5 На одну беседу
Деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогами, включая подготовку, проведение и оформление результатов   На один цикл
Подготовка и выступление на педсовете, методическом объединении, родительском собрании, оформление результатов 3,0-4,0 На одно мероприятие
Ежедневное итоговое оформление документации 0,5-1,0  
Методическая работа   В неделю

В среднем при 6 - 8-часовом рабочем дне психолога, время, отводимое на непосредственную работу с детьми, составляет максимум 3 - 4 часа, остальное время остается на другие виды работы.

Лекция 2. Особенности планирования работы педагога-психолога
в дошкольном учреждении

Вся работа практического психолога дошкольного учреждения должна быть разумно спланирована. Выделяют два вида планирования работы педагога-психолога детского сада - перспективное планирование на год и планирование работы на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении.

Перспективный план работы на год включает основные цели и направления работы психолога в данном учреждении. В Приложении к письму Министерства образования РФ от 1 марта 1999 г. № 3 приводятся рекомендации, которые необходимо учитывать при составлении годового плана:

  1. Цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения.
  2. Приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией РФ, Законом "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации.
  3. О нормах расхода времени на каждый вид деятельности указывалось в материалах Коллегии Министерства образования РФ от 19 марта 1995 г. "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России". Мы позволим дополнить эти требования еще несколькими положениями, которые необходимо учитывать при планировании.
  4. Тип учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог (дошкольные учреждения разного вида имеют свою специфику, в соответствии с которой предъявляют особые требования к деятельности практического психолога).
  5. Уровень профессионализма, опыта и индивидуально-личностные особенности сотрудника (педагогического коллектива) детского сада.
  6. Научные интересы и опыт экспериментальной работы самого психолога.
  7. Запросы к психологу со стороны сотрудников детского сада, родителей.
  8. Результаты предыдущего года работы.

Опыт показал, что планировать работу практическому психологу удобно и эффективно, если весь объем годовой работы распределить по 4 блокам:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с педагогическим коллективом и другими сотрудниками детского сада.
  4. Психологическое просвещение.

В первый блок следует отнести всю диагностическую и коррекционно-развиваюшую работу с детьми различных возрастов, а также некоторые профилактические мероприятия. В плане должны быть обязательно указаны формы работы, которые будут использованы (индивидуально, фронтально, с малыми группами детей и т.д.).

Во втором блоке определяются все виды работы психолога с родителями, значительную часть которой занимают консультативная работа, проведение тренингов с родителями, практикумов, выступления на родительских собраниях и т.п., можно запланировать и диагностическую работу с отдельными родителями или диагностику родительско-детских отношений. Можно наметить и направления коррекционной работы. Практика показала, что более интенсивная работа должна проводиться с родителями детей, групп раннего возраста, подготовительной группы, с родителями проблемных детей во всех возрастных группах.

Третий блок включает самые разные виды работы психолога с коллективом сотрудников, воспитателями, специалистами разного профиля, методистами, заведующей. Большая часть этой работы проводится как консультации, семинары-практикумы, участие психолога в тематических проверках (по годовому плану детского сада), выступление на педсоветах и др.

При планировании необходимо учитывать профессиональный уровень сотрудников, результативность работы за прошлый год. Данный блок обязательно должен быть ориентирован на профессиональный рост педагогических работников детского учреждения.

К блоку "Психологическое просвещение" мы относим материал, позволяющий родителям, сотрудникам детского сада выделять в различных проблемах, конфликтах психологическую составляющую, знакомство их с различными проблемами, рассматриваемыми в периодических изданиях, научных статьях, этот материал может быть оформлен в виде стендов, плакатов и т. п.

В "Вестнике образования" (1999. - № 5) публикуется Письмо "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения", в приложении к которому дается форма плана работы педагога-психолога:

Таблица 11

№ п/п Название работы Условие проведения Ответственный Сроки проведения Предполагаемый результат
           
           

Пункт 2 может содержать как название мероприятия (собрание, консультация, беседа, урок), так и название программы деятельности по определению направления.

В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано, за что конкретно отвечают соисполнители.

Пункт 6 должен быть изложен в виде конкретных результатов, позволяющих осуществлять контроль за их выполнением.

Для лучшей систематизации в практике работы могут использоваться планы на месяц, квартал, неделю. В таких планах проводится более детальная проработка пунктов годового плана на определенный промежуток времени. Так, например, привычка планировать работу на каждый месяц позволяет выстраивать работу в определенной системе, поэтапно анализировать успех и неудачи, в случае необходимости возвращаться к уже пройденному.

В нашей практике на квартал планируется работа с проблемными детьми, коррекционно-развивающая работа по подготовке к школе, с детьми старших и подготовительных групп (фронтально и индивидуально), проведение адаптационного периода в группах детей раннего возраста, во второй младшей группе детского сада. Некоторые психологи отмечают необходимость использования еженедельных планов. Фактически можно сказать, что такие планы ведутся каждым педагогом-психологом, примером тому служат записи в личных ежедневниках и еженедельниках.

В практику работы педагогов-психологов вошли так называемые "сетки" мероприятий, в качестве примера может быть приведено "Распределение рабочего времени по видам деятельности на неделю" (табл. 12), "Распределение объема работы с детьми разного возраста, педколлективом и родителями" (табл. 13) и т.п.

Таблица 12

  Дни недели
Время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
8.00-12.00 Диагностико-коррекционная работа с детьми   Диагностико-коррекционная работа с детьми   Методический день
12.00-12.40 Оформление документации   Оформление документации    
12.40-14.00 Консультационная работа с воспитателями   Консультационная работа с воспитателями    

Окончание таблицы 12

  Дни недели
Время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
13.00-15.00   Работа с воспитателями   Работа с воспитателями  
    Работа по адаптации детей   Работа по адаптации детей  
Работа по адаптации детей   Коррекционно-развивающая работа с детьми   Оформление документации  
17.20-19.00   Работа c родителями   Работа c родителями  

Таблица 13

  Дни недели
Время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
8.00-9.00 1-я младшая группа   2-я младшая группа   Методический день
9.00-10.30 2-я младшая группа   Подгот. группа (фронт., корр. занятие)    
10.30-12.00 Средняя группа   Средняя группа, 2-я младшая группа    
12.00-13.00 Кабинет   Кабинет    
13.00-14.00 Работа с воспитателями        
14.00-15.00   Консультации, семинар-практикум для воспитателей   Педсовет, консультации для воспитателей  

Окончание таблицы 13

  Дни недели
Время Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
15.30 - 16.30   Коррекционные занятия со старшей группой (по подгруппам)   Средняя группа (индивидуальные занятия)  
16.30 - 17.30   Коррекционные занятия с подготовительной к школе группой (индивидуально)   Старшая группа (индивидуальная работа)  
17.30 - 19.00   Работа с родителями   Работа с родителями  

Необходимо отметить, что такое распределение объема работ является очень подвижным, поскольку в зависимости от новых решаемых задач они могут изменяться. Так, например, в августе, когда идет набор детей в группы (первая и вторая младшие группы), необходимо так спланировать работу, чтобы в течение недели чередовать утренние и вечерние часы работы. Это необходимо для того, чтобы проследить особенности адаптации каждого приходящего в детский сад ребенка и обеспечить полноценное общение с родителями.

В другое время, например в сентябре - октябре, несколько дней (за исключением некоторых) спланировать работу в утренние часы, поскольку это наиболее подходящее время для эффективной и системной диагностики психологической готовности к школе детей старшей и подготовительной групп.

Педагогам-психологам, которые работают в садах не на полную ставку, целесообразно чередовать работу в утренние и вечерние часы и обязательно информировать родителей о работе во второй половине дня.

Лекция 3. Особенности работы психолога в группах детей
раннего возраста

В раннем возрасте ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способ действия с

ними. В этом возрасте начинает активно разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, на него приходится этап психологического отделения от матери. Ведущая деятельность ребенка раннего возраста - предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают элементы игры. К трем годам появляются личные действия и осознание "я сам" - центральное новообразование этого периода, возникает элементарная самооценка (эмоциональная, завышенная). В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными желаниями, а с проявлениями "Я" ребенка.

Центральная линия развития ребенка этого возраста - развитие речи как средства общения, как средства понимания речи окружающих, что существенно меняет отношение ребенка к окружающей среде (взаимоотношения ребенка с окружающей средой). Отметим, что раннее детство сенситивно к освоению речи. В развитии речи можно выделить следующие направления: трансформация и исчезновение автономной речи, освоение предметных значений слов, появление первых обобщений, расширение пассивного словаря, развитие активной речи, расширение круга речевого общения.

Помимо речи в раннем детстве развиваются другие психологические функции - восприятие, мышление, память, внимание. Среди всех этих, конечно, взаимосвязанных функций в раннем детстве доминирует восприятие, осуществляющее определенную зависимость от него остальных психических процессов. Кроме доминирующей функции в структуре сознания восприятие детей этого возраста отличает еще одна особенность - аффективный характер. Восприятие и чувствование в этом возрасте неразрывно связаны.

В раннем возрасте в процессы активного восприятия включается память. Это в основном узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше - то, что ему вспоминается. Но об опоре на прошлый опыт говорить еще рано, поскольку память является как бы продолжением и развитием восприятия.

Мышление в раннем возрасте основывается на восприятии в действиях, осуществляемых ребенком, и поэтому называется наглядно-действенным, на протяжении всего раннего детства основой и источником интеллектуального развития ребенка остается предметная деятельность. Развитие этих психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка, для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка, желания же неустойчивы и быстро преходящи, ребенок не может их контролировать и сдерживать. Все желания обладают одинаковой силой. В раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. В общении

с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное отношение, необходимое во всех возрастных этапах, отношения с другими детьми в раннем детстве только появляются и еще не становятся полноценным изменением позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требует от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения у ребенка не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми. Л. С. Выготский описывает следующие проявления (характеристики) кризиса 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание (вещей, игрушек, правил, привязанностей и др.), деспотизм.

На эти особенности, перечисленные выше, и должны опираться практические психологи, организуя свою работу с детьми раннего возраста. Работа практического психолога с детьми раннего возраста имеет определенную специфику. Это возраст, когда показатели физического и психического развития очень слиты, и, как правило, уровень развития движений, речи, самостоятельности овладения культурно-гигиеническими навыками и т. д. служит важным показателем психического развития ребенка. Поэтому вся работа психолога, особенно на первых этапах формирования группы детей данного возраста, сводится к наблюдению за деятельностью и поведением детей в разные отрезки времени. Детскому психологу необходимо знать и иметь в обращении в методическом кабинете показатели нормального психологического развития ребенка. Предлагаем использовать таблицы, которые можно найти в предлагаемой литературе.

В качестве примера приведем табл. 14 с характеристикой нормального развития ребенка от 2 до 3 лет, описанной в литературе.

Таблица 14

Возраст Наблюдаемые действия Пробы способностей
2 года Бегает хорошо, ударяет ногой мяч, ходит самостоятельно вверх и вниз по лестнице, ступая двумя ногами на каждую ступеньку, открывает двери. Забирается на мебель. Сочетает три слова в предложении (местоимение, глагол, существительное). Хорошо обращается с ложкой. Говорит о непосредственно с ним происходившем. Помогает одевать и раздевать себя. Слушает рассказ по картинке. Употребляет слова "ты", "мне" Строит башенку из кубиков. Копирует карандашом горизонтальную линию, пытается рисовать круг. Подражая, складывает один раз бумагу. Переворачивает одну страницу книги. Может назвать несколько картинок книги

Окончание таблицы 14

Возраст Наблюдаемые действия Пробы способностей
2,5 года Прыгает на обеих ногах. Помогает прибирать вещи. Может ходить на цыпочках. Знает свое имя. Называет себя Делает на бумаге складки. Строит башню из восьми кубиков. Рисует горизонтальные и вертикальные линии. Просится на горшок
3 года Поднимается на лестницу, наступая на каждую ступеньку одной ногой. Ездит на 3-колесном велосипеде. Стоит несколько секунд на одной ноге. Играет в простые игры. Помогает при одевании (застегивает пуговицы), надевает туфли. Моет руки. Сам хорошо ест. Наливает воду из кувшина. Повторяет три числа или 6-словное предложение. Знает свой возраст и пол. Считает правильно три предмета Строит башню из девяти кубиков. Имитирует конструкцию моста из трех кубиков. Копирует карандашом изображения креста и круга. Путает правую и левую ноги. Может использовать местоимения. Неоднократно спрашивает "Почему?"

Во второй половине года, когда группа стабилизировалась в своем составе, детьми успешно пройден адаптационный период, они привыкли и приняли воспитателей своей группы и других сотрудников, работающих с ними, необходимо начинать использовать диагностические методики оценки уровня психического развития ребенка. На сегодняшний день мы имеем крайне мало таких диагностических методик, которые можно использовать в работе с детьми раннего возраста. Хорошо зарекомендовали себя следующие методики:

  1. Комплексное лонгитюдное исследование ребенка (1,5 - 3 года) (в кн.: Рачкова Н. Н. Поведенческие расстройства у детей: Диагностика, психопрофилактика и коррекция. - М., 1999. - С. 68-93).
  2. Методические рекомендации: Психолого-педагогические обследования детей в возрасте от 1 года 3 мес до 6 лет. - М., 1996.

Низкие показатели при использовании этих методик у детей раннего возраста не должны расцениваться как показатели задержки развития, а трактоваться как особый, присущий данному ребенку темп развития, освоения той или иной деятельности. Однако некоторые показатели и проявления у детей раннего возраста должны насторожить как практического психолога, так и родителей и воспитателей.

К таким тревожным показателям относятся прежде всего отсутствие речи до 3 лет, систематическое проявление агрессии. При работе с детьми раннего возраста характерен тесный контакт воспитателя, психолога с родителями, поэтому особую важность приобретает

такая форма работы, как консультации для родителей по вопросам развития детей. Хороший старт в развитии контакта с родителями дает заполнение вместе с ними психолого-педагогической карты развития ребенка.

Лекция 4. Особенности работы психолога в группах детей
дошкольного возраста

Прежде чем охарактеризовать особенности работы психолога в разных возрастных группах детского сада, мы выделим наиболее типичные для дошкольного возраста проблемы. Эти проблемы отражают некую систематизацию запросов родителей, опыта работы педагогов-психологов, описанных в литературе и подтвержденных практикой. К ним относятся:

  1. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению.
  2. Соответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме.
  3. Негативные тенденции личностного развития. Коммуникативные проблемы.
  4. Неорганизованность поведения ребенка, включающая в себя недостаточную целенаправленность деятельности, неумение ребенка планировать, регулировать и оценивать свои действия.
  5. Готовность к школьному обучению.
  6. Работа с одаренными детьми.

Психологическая адаптация, понимаемая как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, является важным фактором стабилизации социальной ситуации развития ребенка. Проблема адаптации связана с поступлением ребенка в детский сад и с перестройкой в этой связи всех представлений и отношений с окружающими людьми. Анализ практической работы в детском саду показал, что проблема адаптации - это проблема в основном детей 3-го и 4-го года жизни, так как большинство детей приходят в детский сад именно в этом возрасте. Особенности протекания адаптационного периода у детей этого возраста примерно одинаковые, однако есть небольшая специфика, связанная с уровнем общения и развития игры дошкольниками.

Следует также отметить, что иногда, в силу различных причин, поступление ребенка в детский сад происходит и в 4, и в 5, и даже в 6 лет. Здесь уже можно вести речь о достаточно устойчивых особенностях адаптации. Чаще всего проблемы адаптации связаны с несоответствием особенностей нового ребенка характеристикам детей группы по разным показателям, например по опережению уровня развития познавательной сферы и отставанию в сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков и наоборот. Имеют место ситуации длительной адаптации детей к детскому саду в силу несоответствия питания в детском саду

особенностям домашней кухни семьи ребенка. Тяжело приходится и тем детям, которые не посещали детский сад до 6 лет. Дезадаптированность таких детей объясняется чаще всего перенесением особенностей общения ребенка со взрослым н


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: