Использование игр для развития социально коммуникативных навыков у детей

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то мы активно включали в совместную деятельность игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, способствующие развитию социально коммуникативных навыков у детей.

Активизация коммуникативной деятельности детей 5 – 7 лет в целом невозможна без развития ее основных компонентов. Речь – основной компонент коммуникативной деятельности, поэтому с детьми, испытывающими проблемы в речевом развитии, ежедневно проводила речевые игры. Проводила их в форме индивидуальных игр или игр с малыми подгруппами детей. Целью организуемых игр традиционно являются - обогащение словарно­го запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выра­зительности, владение своим голосом, игры на развитие воображения и умения передать свой замысел с помощью слов, и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в коммуникативной деятельности.

· Игры на преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам

Иногда ребенок испытывает страх, что его недооценивают, отвергают. Это порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут снять этот страх. С этой целью проводили игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать вдругом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Приведу несколько примеров подобных игр: «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Царевна Несмеяна», «Комплименты».

· Игры на становление общности и причастности

Чтобы привлечь внимание ребенка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним использовала игры: «Испорченный телефон», «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» и др. Такие игры - важный шаг к становлению чувства общности и причастности.

· Игры на умение самому ребенку выразить поддержку другим

Одна из задач коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в игровых затруднительных обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если они стимулируются всего лишь правилами игры, позволяют ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах партнеров объединяют детей и создают чувство причастности друг другу. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от салочки, помочь беспомощной кукле, старенькой бабушке или уступить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Приведу несколько примеров таких игр, которые стимулируют взаимопомощь и заботу о других: «Живые куклы», «Гномики», «На мастике».

· Организация совместной продуктивной деятельности

Формирование межличностных отношений начинается с совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Однако при враждебном, отчужденном отношении к другому, когда ребенок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может стать по-настоящему совместной и не может их объединить. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые), не готовы к объединению вокруг общего продукта. Совместную деятельность я организовывала в парах, где непопулярный ребенок имеет возможность работать вместе с популярным. Каждая пара должна создавать свое произведение самостоятельно, по секрету от остальных. Такая организация способствует объединению, побуждает договариваться и согласовывать свои усилия. Причем деятельность должна быть не соревновательного, а продуктивного характера. Например, рисование, игры с мозаикой, выкладывание из геометрических фигур предметов и др.

· Театрализованные игры

Формирование и закрепление социально-коммуникативных умений и навыков, обогащение их коммуникативного опыта осуществлялось с помощью театрализованных игр, игр драматизаций. Например:
"Идет кисонька из кухни". Слова народные.
Слова учили заранее. Это вызывает интерес к игре, радостное ожидание её.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Из-за дверей выходит ребенок, выполняющий роль кисоньки. На нем передничек, на шее бантик.
Кисонька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слезы.
Дети читают стихи:

Идет кисонька из кухни,
У ней глазоньки опухли.
О чем, кисонька, ты плачешь?

Киска останавливается и плача отвечает детям:

Повар пеночку слизал
И на кисоньку сказал...

Воспитатель её утешает, гладит, предлагает кому-нибудь из ребят также пожалеть кисоньку, напоить её молоком. Варианты концовки могут быть самые разнообразные: поиграть с кисонькой, завязать ей бантик, если в начале игры она была без бантика, и т.д.

Предлагали детям сказки, игры с «открытым», незапрограммированным результатом. Дети знакомились с разными моделями поведения людей в конфликтных ситуациях, усваивали правила хорошего тона, этикета:

«Сказка по кругу». Взрослый начинает рассказывать историю: «Жил-был на деревне мужик Емеля. Однажды пошел Емеля в лес и повстречал там оленя Золотые рога. И что было дальше?...», дети по очереди продолжают повествование, придумывая содержание сказки.

«Шкатулка сказок». В короб­ку или мешочек складывают различные предметы. Ребенку предлагается вытащить один из предметов и придумать историю о нем. При этом актуализируется лексика, развивается связная речь.


Для ознакомления детей с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей вводятся игры «Театр настроений», «И весело и грустно», «Собери настроение»,: «Эмоциональное лото», «Продолжи предложение: «Я злюсь, когда…», «Я радуюсь, когда…», «Мир эмоций»
Работа по развитию доброжелательности.
Чтобы помочь детям понять, кто такой друг, как играть с другом мы использовали различные игровые ситуации: "Ласковые слова", "Позови друга", «Коврик мира».

В работе на сближение детей, развитию доверия использовали игры «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост».
Тактильные контакты друг с другом помогают сплочению детского коллектива, учат понимать чувства других, физическому выражению своих чувств, оказывать поддержку и сопереживать.
Среди эффективных форм взаимодействия с детьми по развитию навыков общения можно отметить:
- Игровые и бытовые ситуации «Идем в гости», "Отмечаем день рождения" (здесь и этикет и культура общения, встречи гостей и сближении детей).
- Рассматривание картин, отражающих знакомые для ребёнка жизненные ситуации, демонстрирующие поведение ребёнка (тревогу, волнение, физическую боль, огорчение и обиду) и реакцию окружающих сверстников на эти состояния.
- Чтение произведений о дружбе, взаимопонимании, взаимопомощи.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.
Они хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий, мы проводили их и в помещении, и на участке.

Одним из условий успешной коррекционной работы с детьми с ЗПР является работа с семьей.

Мы старались вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь их к формированию социально-коммуникативных навыков у детей. Для этого использовали различные формы работы: анкетирование, консультации, родительские собрания, совместные праздники детей и взрослых, организовывали участие родителей с детьми в конкурсах.

К родительскому собранию подготовила и провела занятие «Ежели вы вежливы», дали рекомендации по детско-родительским взаимоотношениям. (Приложение 4)

Подготовила консультации «Влияние семьи на формирование самооценки ребенка» (Приложение5), «Правила поведения в процессе общения с детьми» (Приложение6); папку-ширму «Советы родителям по воспитанию поведения».

Подготовила и показала коллегам непосредственную образовательную деятельность – заучивание стихотворения «Мамин день» Г. Виеру.(Приложение 7)

Для городского методического объединения подготовила и провела с детьми совместную игровую деятельность «Путешествие на волшебную планету».

Цель: Формирование нравственных понятий, навыков общения через игровую совместную деятельность. (Приложение 8)

На семинаре для молодых педагогов показала приемы организации и руководства дидактической игрой «Маленькие помощники». Цель: Формирование умения оказывать посильную помощь родным, развитие навыков общения в процессе совместной деятельности: обговаривание действий, помощь друг другу; закрепление имеющихся знаний об инструментах. (Приложение 9)

Подготовила консультацию для воспитателей «Формирование коммуникативных умений у детей» (Приложение 10)

Об эффективности работы по данному направлению можно судить по результатам диагностики. Они свидетельствуют, что к концу года удалось повысить уровень социально-коммуникативного развития детей. Дети стали более раскрепощенными, научились решать простейшие конфликтные ситуации, оценивая не только чужие поступки, но и свои, считаться с мнениями и взглядами окружающих, сопереживать детям и взрослым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: