В процессе исследования деятельности предприятия явных кризисных явлений выявлено не было, ввиду этого можно предложить направления по дальнейшему повышению эффективности деятельности предприятия.
Одним из направлений повышения эффективности деятельности РУП «Белоруснефть-Витебскоблнефтепродукт» может стать расширение ассортимента оказываемых услуг, а именно организация автомоек самообслуживания на крупнейших заправках предприятия, имеющих необходимые для организации данной услуги площади.
Мойка самообслуживания представляет из себя несколько открытых постов-стоянок для помывки автомобиля, оснащённых навесом и боковыми перегородками. Иногда такие мойки дополняются постами сухой уборки с пылесосами, что приносит их владельцам дополнительный доход, а автолюбителям дополнительную привлекательность комплекса.
Преимущества автомоек самообслуживания в следующем:
- низкая себестоимость для владельца и стоимость для клиента;
- точное дозирование моечных средств и расходов на них;
- отсутствие персонала, и как следствие проблем с ним;
- привлекательный внешний вид европейской новизны, стимулирующий приток клиентов;
- минимальное количество людей недовольных результатом.
Рынок сбыта услуги предельно понятен – все автолюбители проезжающие мимо, проживающие рядом и заправляющиеся на заправке. Среди всех типов моек эта является самой «честной», так как нельзя предъявить претензии мойщику, поскольку сам клиент выступает на его месте.
До недавнего времени бесконтактные мойки самообслуживания были в диковинку для автомобилистов. Мало кто мог предположить, что настанет время, когда водитель сам сможет помыть свой автомобиль, тем самым проконтролировав весь процесс.
Мойка самообслуживания контейнерного типа – это система, состоящая из нескольких постов, контейнера, содержащим в себе основное оборудование, и моечным блоком для каждого поста автомойки. Такая автомойка отличается долговечностью, надежностью и качественным результатом помывки машины.
Алгоритм использования автомойки самообслуживания представлен на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Алгоритм использования автомойки самообслуживания
Источник: составлено автором.
Рекламировать автомойку необходимо для привлечения большего числа автовладельцев. Однако, при условии расположения автомойки на крупной магистрали, где мойку хорошо видно всем проезжающим потенциальным клиентам, будет достаточно красивой и яркой рекламы.
Мойки самообслуживания чаще всего пользуются спросом осенью, летом и весной, а в зимний период спрос падает. Но, не смотря на это, автомойка самообслуживания – это выгодный бизнес, который при правильном подходе окупит себя в течение 2-3 лет.
Ввиду наличия у РУП «Белоруснефть-Витебскоблнефтепродукт» свободных торговых площадей, одним из направлений повышения экономической эффективности деятельности предприятия может стать сдача данных площадей в аренду, что позволит привлечь дополнительный объем финансовых средств.
Реализация данных площадей невозможна, поскольку данные площади не являются изолированными или отдельно стоящими зданиями. Именно поэтому наиболее эффективно будет сдавать данные площади в аренду. Необходимо заметить, что многие частные торговые предприятия давно проявляют интерес к данным свободным торговым площадям.
Предоставление площадей в аренду на данный момент в Республике Беларусь регулируется Положением о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 29.03.2012 № 150.
Арендная плата уплачивается в белорусских рублях исходя из размера базовой арендной величины, установленной на день оплаты.
За счет арендной платы, полученной от сдачи в аренду недвижимого имущества, определенной в соответствии с Положением, возмещаются начисленная амортизация, а также все виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемые арендодателем согласно законодательству.
Расходы арендодателя по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту арендуемого недвижимого имущества, отоплению, энергоснабжению, связи, коммунальным и другим услугам не включаются в арендную плату и оплачиваются арендатором отдельно по договоренности сторон на основании фактических затрат.
По информации торгового персонала предприятия значительным спросом пользуется продукция ОАО «Белшина». Исследуемое предприятие достаточно давно эффективно сотрудничает с данным поставщиком. Однако, еще больше повысить эффективность деятельности можно посредством организации стола заказов, поскольку в наличии не всегда бывают все необходимые наименования продукции.
В таблице 3.1 представлена информация о неудовлетворенном спросе покупателей на продукцию ОАО «Белшина» в результате ее отсутствия в торговых объектах предприятия в 2013 году.
Таблица 3.1 – Информация об объемах неудовлетворенного спроса потребителей на продукцию ОАО «Белшина» в 2013 году
Наименование продукции | Размер неудовлетворенного спроса ед. |
185/60R14 Artmotion Snow | |
175/65R14 Artmotion | |
135/80R12 БИ-308 | |
175/70R13 Бел-100 | |
155/70R13 БИ-395 | |
185/65R14 Бел-187 | |
225/85R15C Бел-137 | |
205/70R15 Бел-121 | |
205/55R16 Бел-207 | |
185/75R16С Бел-109 | |
175R16C БИ-522 | |
225/75R16С БИ-359 |
Источник: составлено автором.
Далее в таблице 3.2 представим информацию о ценах поставщика и среднерозничных ценах на перечисленную продукцию (без НДС).
Таблица 3.2 – Информация о ценах на продукцию ОАО «Белшина» в 2013 году
Наименование продукции | Цена поставщика, руб. | Розничная цена, руб. |
185/60R14 Artmotion Snow | ||
175/65R14 Artmotion | ||
135/80R12 БИ-308 | ||
175/70R13 Бел-100 | ||
155/70R13 БИ-395 | ||
185/65R14 Бел-187 | ||
225/85R15C Бел-137 | ||
205/70R15 Бел-121 | ||
205/55R16 Бел-207 | ||
185/75R16С Бел-109 | ||
175R16C БИ-522 | ||
225/75R16С БИ-359 |
Источник: составлено автором.
В результате организации стола заказов на продукцию ОАО «Белшина» РУП «Белоруснефть-Витебскоблнефтепродукт» удастся получить дополнительный объем прибыли от реализации.
Кроме того, у РУП «Белоруснефть-Витебскоблнефтепродукт» не будет необходимости приобретать неликвидные виды товаров, то есть приобретать тот товар, который не пользуется спросом и, соответственно, отвлекать денежные средства из оборота.
Ввиду достаточно устойчивого финансового положения предприятия, а так же стабильно высоких финансовых показателей деятельности, предлагаемые мероприятия будут проводиться за счет собственных средств РУП «Белоруснефть-Витебскоблнефтепродукт».