Что такое полезность?

Раскройте содержание кардиналистской и ординалистской теорий полезности.

4. Какова сущность общей и предельной теории полезности?

5. Что такое кривая безразличия?. Карта кривых безразличия.

6. Объясните бюджетную линию потребителя?

7. В чем эффект дохода и эффект замещения?

ЛЕКЦИЯ 5. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ.

Существуют различные типы рыночных структур. Основными критериями их классификации являются:

- количество фирм на рынке и их размеры;

- вид, характер производимой продукции;

- степень контроля над ценами;

- наличие или отсутствие ограничений на вход в отрасль и выход из нее;

- доступность информации о ценах, нововведениях.

Тип рынка в значительной мере определяется степенью развития конкуренции, являющейся основным элементом рыночного хозяйства. Понятие конкуренция используется в экономике в различных значениях. Конкуренция как поведенческое понятие, как соперничество, как форма, как способ взаимодействия фирм характеризуется взаимным столкновением интересов всех субъектов рыночного хозяйства.

Конкуренцияэто общественная форма столкновения интересов субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации

Их индивидуальных экономических интересов. Это экономическое соревнование за достижение лучших результатов в какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, за долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа.

Конкуренция выполняет важные функции в рыночной экономике. Ее регулирующая функция проявляется в воздействии на производство товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом потребителей. Аллокационная функция, или функция размещения, состоит в том, что производственные ресурсы — труд, земля, капитал направляются туда, где они используются наиболее эффективно. Инновационная функция обусловливает необходимость инноваций как определяющего средства повышения экономической эффективности деятельности фирм (предприятий).

Понятие конкуренции используется и для обозначения типа рыночных структур, поскольку они отличаются масштабами развития конкуренции, формами и степенью ее влияния на по­ведение фирм (предприятий). В этом проявляется структурный подход к конкуренции.

Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая (абсолютная) монополия.




double arrow
Сейчас читают про: