Исходным принципом христианского культа был символизм, благодаря которому реальные предметы наделялись сверхъестественным смыслом. Все элементы культа становились символами, аллегориями, обнаруживали иное, внутреннее, тайное значение. Самый храм оказывался символом космоса, и вся его архитектура, вся система мозаик и росписи предназначалась к тому, чтобы воплощать в зримых образах христианскую идею связи земного и небесного.
Храм заключал в себе все пространство: небо — купол, рай —алтарную апсиду... и даже ад, западные части здания, где первоначально стояли во время богослужения те, кто еще не принял крещения и только стремился стать христианином. Здесь, в западной части храма, помещалось иной раз изображение Страшного суда.
Храм также заключал в себе и все время изображения истории Христа (и его предыстории — ветхозаветных патриархов и пророков) рассматривались не как напоминание о прошлом, но именно как воспроизведение его, как его повторение
15. Прочитайте текст. Вспомните, что представлял собой западноевропейский город и какую роль он играл в социально-экономической и политической жизни Западной Европы. Приведите примеры, подтверждающие фразу Ф. Броделя о Западе. «Его города толкали его вперед». Почему эта характеристика неприложима к восточному городу? Под чьей властью находились восточные города? В какие периоды они могли получить относительную самостоятельность? Чем, с вашей точки зрения, объясняется желание нарождавшейся на Востоке буржуазии примкнуть к чиновничеству? Каким образом государство препятствовало свободе деятельности купцов и ремесленников?
|
|