Ф. Бродель. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV — XVIII вв. Структуры повседневности

Ферман Бродель — известный французский историк. Эта книга написана в 1979 г.

В мире ислама города, аналогичные городам средневеко­вой Европы, появлялись, на какое-то время становясь хозяева­ми своей судьбы, только тогда, когда рушились империи. Тог­да-то наступали лучшие времена мусульманской цивилизации, но подобные передышки были краткими, и пользовались ими города, лежавшие на периферии, — такой была, несомненно, Кордова... Но правилом был город государя, часто халифа, ог­ромный город —либо Багдад, либо Каир.

Императорскими или в отдельных случаях королевскими столицами были и города далекой Азии — огромные, паразити­ческие, роскошные и вялые: что Дели.. что Пекин или до него Нанкин.. Нас не удивит огромное влияние государей Едва лишь кто-нибудь из них бывал свергнут своим городом, вер­нее — своим двором, как появлялся другой, и зависимость во­зобновлялась. Не удивит нас и то, что такие города были неспо­собны отобрать у деревень всю массу их ремесел...

В нем не могла расти свободно никакая буржуазия. Как только такая буржуазия появлялась, она уже думала о том, как бы переметнуться, очарованная великолепием жизни мандаринов1. Города зажили бы своей жизнью, наметили бы ее, если бы индивид и капитализм имели там свободу деятельности. Но го­сударство-опекун почти не допускало этого...

И только Запад явственно склонился в сторону городского развития. Его города толкали его вперед.

16. Прочитайте текст. Подумайте, почему буддизм отрица­ет крайний аскетизм и страсть к мирским удовольствиям, исхо­дя из отношения этой религии к страстям. Под силу ли обычно­му человеку придерживаться тех истин, которые проповедовал Будда? Что имеет в виду Будда, говоря, что причина страдания — это жажда, ведущая к перерождению, т е привя­занность к земному миру?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: