Г. С. ПРЫГИН
Основы
Психодиагностики
Принципы и методы. История развития.
Основы психометрики
Рекомендовано Советом по психологии УМО
по классическому университетскому образованию
в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений, обучающихся по направлению и
специальности "Психология"
Москва
УМК "Психология"
2003 г.
УДК 159.95(075.8)
ББК 88я73
П-855
Рекомендовано Ученым советом Института управления
(г. Набережные челны)
Рецензенты:
А. Н. Гусев, доктор психологических наук, профессор;
Л. М. Попов, доктор психологических наук, профессор.
Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: УМК «Психология», 2003. 198 с.
Учебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики», читаемого автором на факультете психологии Института управления. В пособии освещены вопросы организации психодиагностических процедур и требований, предъявляемых к психодиагностическим методикам. Анализ психодиагностики в историческом контексте позволяет лучше понять современное состояние этой науки и дальнейшие пути ее развития.
|
|
Особо важное значение для специалиста психолога (вне зависимости от сферы его деятельности) имеет свободное владение психометрическими понятиями и законами конструирования и адаптации тестов. Этой цели посвящен такой раздел пособия, как «Основы психометрики», при изложении которого автор ставил перед собой задачу - сохранив полноту изложения материала, дать его, по возможности, в наиболее доступном виде. Именно поэтому текст пособия достаточно хорошо структурирован (выделены главные, существенные определения и положения).
Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений, а также для слушателей курсов получающих второе высшее или дополнительное психологическое образование. Может быть использовано и более широким кругом лиц, интересующихся вопросами применения, конструирования и адаптации тестов.
ISBN 5-93692-052-6
@Прыгин Г. С., 2000, 2003
@ УМК «Психология», 2000, 2003
Тема 1: "Психодиагностика: синтез науки и практики "
Введение.
Взаимосвязь психологии и практической деятельности людей очевидна. Одно из многих ее проявлений - непосредственная психологическая помощь различным категориям населения. Например, психолог специалист, способен оказать эффективную консультативную психологическую помощь родителям в воспитании детей, супругам в ситуации семейного кризиса, детям, у которых нарушен ход нормального развития личности, юношам и девушкам при профессиональном самоопределении, руководителям в формировании производственных групп, стиля руководства, приемов общения.
|
|
Для психолога, применяющего психодиагностику, важно не только знание предмета диагностики (личностные особенности и состояния; семейные и производственные, внутри и межличностные конфликты и пр.), но и знание закономерностей самого процесса диагностирования, его стратегии и тактики.
Для грамотного проведения психодиагностики от психолога требуется:
- знание основных принципов разработки тестов;
- знание психологических особенностей оцениваемой области поведения;
- принятие на себя ответственности за социальные и этические последствия использования тестов;
- ясное представление о типах имеющихся тестов и методик и возможности их релевантного применения для решения конкретной практической задачи.
Очевидно, что психологическая помощь будет эффективнее тогда, когда субъект сам осознает переживаемое им неблагополучие. Это переживание может быть острым и выражаться в недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в глубокой продолжительной депрессии. В подобных случаях требуется оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи.
Такая психотерапевтическая помощь по своей форме и цели может совершаться в форме беседы, дискуссии, игры (т.е. в форме общения) и бывает направлена на избавление человека от страданий и ликвидацию причин, которые их вызывают.
Следует отметить, что психологическое вмешательство (в жизнь человека), отличается от медицинского вмешательства по двум существенным аспектам:
1) природа переживаемого неблагополучия кроется не в болезненных процессах, происходящих в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;
2) обратившийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признает себя больным.
В какой бы форме не осуществлялась психологическая помощь: в форме психологического консультирования или в форме немедицинской психотерапии, она обладает общей характеристикой - направленностью на конкретного субъекта.
Такая индивидуализация основывается на глубоком понимании личности обратившейся за помощью, его эмоциональной сферы, установок, субъективной картины мира, структуры взаимоотношений с окружающими. Для такого понимания часто недостаточно одних лишь общепсихологических знаний и интуиции, требуется применение специальных - психодиагностических - методов [ 15].
В широком смысле слова, психодиагностика - это наука и практика постановки психологического диагноза. Сам термин "психодиагностика", распространившийся в психиатрии вслед за появлением в 1921 г. работы Г. Роршаха "Психодиагностика", довольно быстро вышел за пределы медицины. В настоящее время термин "диагноз" можно понимать:
- как определение наличия или отсутствия некоторого признака позволяющего находить место субъекта (или группы субъектов) по степени выраженности данного признака, в соответствии с имеющимися критериями (нормами);
- как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития конкретного лица (или группы лиц). Понятие психодиагностики распространилось и на профилактическое обследование индивидов и групп [3, 15, 18].
Можно выделить, по крайней мере, две существенные области использования психодиагностики – научные и практические исследования.
Практическое исследование (точнее говоря - обследование) обладает важной характеристикой, отличающей его от научного исследования.
Научные исследования (в том числе исследования с применением психодиагностики) ориентированы на поиск неизвестных закономерностей. В этих исследованиях используются "известные" (определенные по какому-либо признаку) испытуемые; при этом, как правило, пренебрегает их индивидуальными отличиями и эмпирической целостностью.
|
|
В практических исследованиях именно эти индивидуальные отличия и эмпирическая целостность являются главным объектом изучения; поэтому эти исследования ориентированы на поиск известных закономерностей у "неизвестных" обследуемых.
Существует несколько способов сбора информации, с помощью которой могут решаться различные психодиагностические задачи:
во-первых, - это наблюдение за обследуемым, в ходе оказания ему психологической помощи (психолог ведет наблюдение за клиентом только во время консультирования и/или психотерапии);
во-вторых, - это наблюдение за обследуемым в реальных условиях его жизни (например, наблюдение за поведением ребенка в школе).
Эти способы дают очень ценные сведения об обследуемом, однако, они крайне затратные, не всегда доступны и не дают информацию до начала работы психолога, а только в ходе такой работы.
Поэтому в психодиагностике получил распространение третий метод сбора информации - применение специальных психодиагностических методик, которые используются не только в сфере консультирования и психотерапии, но и во всех тех случаях, когда необходимо получить оценку той или иной психической особенности конкретного индивида или группы. Этот метод обладает следующими особенностями:
1) позволяет собрать диагностическую информацию в достаточно короткие сроки;
2) дает информацию не вообще о человеке, а конкретно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности, самоотношении, чувстве юмора, наиболее выпуклых личностных чертах и т. п.);
3) информация поступает в виде, позволяющем дать как качественное, так и количественное сравнение обследуемого индивида с другими людьми;
4) информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств коррекции, прогноза ее эффективности, а также общего прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида [15].
|
|
Контрольные вопросы для самопроверки: §1. Введение.
1. Что понимается под психодиагностикой?
2. В чем разница между практической и научной диагностикой?
3. Чем обусловлено широкое применение в психодиагностике применение специальных психодиагностических методик?
Литература к теме.
Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 528 с.
Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.
Основы психодиагностики / Под ред. А. Г. Шмелева. Ростов-на-Дону., 1996.