Задачи современной Высшей школы:
- подготовка высококвалифицированных специалистов, интеллектуалов (интеллигентов), т.е. необходимость социогуманитарной подготовки молодых кадров (за рубежом на социогуманитарную подготовку студентов отводится в среднем 25 % учебного времени).
Место и роль истории в системе социгуманитарных наук:
- без прочной исторической подготовки изучение философии, экономической теории, социологии, политологии, психологии, культурологии крайне затруднено и беспредметно;
- необходимость знания истории страны, предков.
Ценность исторического опыта:
- использование знаний и методов мышления предшественников для жизни в настоящем и строительстве будущего.
Трудности изучения и преподавания истории в современных условиях:
- чрезмерная идеологизация и как следствие – догматизм и мифы àискажение исторического сознания, что мешает сделать объективные выводы и реально оценить действительность;
- крайняя политизированность и тенденциозность публикаций, конъюнктурность;
|
|
- очернение истории Отечества;
- так как история стала полем политической борьбы, то старые мифы сменились новыми.
Задача преподавания истории в настоящее время:
- изложение реальной истории во всех её сложностях и противоречиях;
-признание вариативности общественного развития, отсутствия фатальности и возможности исторического выбора для каждого народа.
Объект исторической науки – развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. В исторической науке Запада: главный объект изучения – человек.
История – комплекс действий отдельных людей, человеческих сообществ, которые находятся в какой-либо взаимосвязи. Предмет исторической науки: совокупность жизни и деятельности, взаимоотношений внутри общества, отдельных людей на протяжении всего исторического процесса. (У материалистов): конкретные закономерности общественного развития, связанные с деятельностью человека.
Задачи: - объективность в объяснении; - признание вариативности общественного развития и его трактовки.
Основной метод - исследование всех существующих точек зрения, альтернативных подходов в объяснении общественно-исторических процессов, событий и фактов, оценок деятельности исторических личностей.