Некоторые аспекты социальной доктрины католицизма

Каждая эпоха по-своему ставила перед церковью проблему отно­шения к социальной и экономической сторонам жизни. Конец XIX в, знаменателен в этом отношении прежде всего тем, что некоторые моральные императивы христианства оказались вплетены в канву социальных идей. Признание важности последних церковью было иызвано изменениями в религиозном сознании, например, упадком примитивных аспектов христианства — веры в загробный мир, где несправедливость этого мира будет каким-то образом возмещена, вытеснением понятия первородного греха представлением о челове­ческой невинности, а следовательно, верой в возможности человека совершенствоваться и в науку как средство переустройства мира. Наконец, определенную роль в усилении внимания церкви к соци­альным вопросам сыграл и социализм, который стимулировал поиск альтернативных путей решения социального вопроса.

Впервые социальная доктрина католической церкви была сформу­лирована в 1891 г. в энциклике папы Льва XIII «Рерум новарум» («Но­вые дела»).

Само появление этой энциклики означало, что церковь занимает активную позицию по отношению к происходящему в социальной

11 В православии социальное учение не было предметом систематичес­кой разработки и самые интересные труды были написаны светскими авто­рами: Хомяковым, Бердяевым, Соловьевым, Булгаковым (до 1918 г.). Отсут­ствие социальной доктрины православной церкви остро ощущается сегодня в России, когда православная церковь имеет возможность не только выска­зываться, но и влиять на социальный процесс. Только «октябре 1996 г. впер­вые за всю историю ггранославной церкви задача разработки концепции, от­ражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом, была поставлена в практической плоскости.


сфере и признает, что добродетель не только не противоречит мате­риальной обеспеченности, но и предполагает некий минимум благо­состояния. При этом подчеркивалось, что церковь не предлагает ни­какой модели экономической или социальной жизни, что социаль­ное учение воодушевлено «осуществлением одного исторического христианского идеала, примененного в духе времени и места»12, что критика социальных бед капитализма не означает поддержку ради­кальных мер, например, ликвидации частной собственности. Част­ная собственность рассматривалась как естественное право, отвеча­ющее природе человека, а накопленное людьми богатство - как ак­кумулированный труд, как условие распределения во времени потреб­ления, наконец, как гарантия автономии семьи.

Особое место в энциклике отведено земельной собственности. И по этому вопросу Лев XIII вступил в полемику с Г. Джорджем, хотя и не упоминал его имени. Он говорил: «Конечно, Бог даровал землю всему роду человеческому, но это нимало не отрицает частной собст­венности. Он дал ее отнюдь не в том смысле, что всякий может де­лать с ней все что захочет, а в том, что никакая ее часть не предназна­чалась кому-нибудь в особенности и пределы частного владения пре­доставлено было назначить человеческому промыслу и законам на­родов. Земля, разделенная между частными собственниками, не пе­рестает удовлетворять нужды всех, ибо все живут тем, что она прино­сит. Люди, у которых нет земли, дают свой труд. Так что мы вправе сказать, что всю жизнь человеческую поддерживает или труд на сво­ей земле, или какой-нибудь другой труд, за который платят либо пло­дами земли, либо тем, что на них выменяли»11.

При оценке отношений между трудом и капиталом была выска­зана позиция, аналогичная позиции Г. Джорджа, а именно что труд и капитал являются взаимодополняющими сторонами экономическо­го процесса, сотрудничество которых возможно. Однако признава­лось, что гармония интересов достигается не автоматически, а благо­даря действиям, которые диктуются осознанием взаимной ответст­венности и справедливости. Речь идет, в частности, о справедливой оплате труда, которая должна обеспечить рабочему и его семье опре­деленный уровень благосостояния, позволяющий обзавестись соб­ственностью. Последнее трактовалось не только как акт справедли­вости, ной как важное практическое условие социального мира и ста­бильности.

Лубье П. де. Социальная доктрина католической церкви Брюссель, 1989. С. "

1 100 лет христианского социального учения. М., 1991. С. 8.


Государство, как отмечалось в энциклике, призвано защищать интересы всех слоев, обеспечивать социальными благами, а в облас­ти социальной защиты наибольшее внимание уделять неимущим. При этом допускается «упорядочение» использования частной собствен­ности в интересах общего блага.

Еще более четкая социальная направленность характерна для эн­циклики Пня XI, выпущенной в драматический период Великой де­прессии, в которой, по словам Шумпетера, речь шла уже о «переков­ке» общества во имя философских и теологических принципов, про­возглашенных Львом XIII. Еще более резкой, чем ранее, критике был подвергнут капитализм, но при этом сохранялась дистанция от со­циалистических идей. Более того, в период, когда в обществе крепла вера в государство и в его способность решить социальные пробле­мы, церковь высказала сомнение относительно возможности дости­жения справедливого распределения путем государственного вмеша­тельства,

В военные и особенно в послевоенные годы в папских докумен­тах еще отчетливее звучит идея индивидуальной свободы, причем в позитивном смысле как естественного права личности, обществен­ной значимости частной собственности и ее роли в достижении выс­шей социальной цели — развития личности, и в то же время эффек­тивного инструмента достижения благосостояния общества14.

Чутко реагируя на изменения, происходящие в технике, науке и в общественных отношениях, особенно большое внимание в последние годы церковь уделяет значению и ценности человеческого труда. В эн­циклике «Центесимус аннус» («Сотый год»), посвященной столетию «Рерум новарум», Иоанн-Павел II говорил о том, что в наше время не меньшее значение, чем собственность на землю и материальные бла­га, имеет собственность на знания, умения и т.д. Это положение, бе­зусловно, отражает реалии современной экономики, заставляющие по-новому взглянуть на социальный вопрос. В условиях, когда экономи­ка все в большей степени зависит от человека и от его взаимосвязи с другими людьми, особую актуальность с социальной точки зрения при­обретает проблема получения знания. Отсутствие доступа к знаниям совершенно обоснованно рассматривается как реальное препятствие для развития личности и для обеспечения роста благосостояния чело­века, быть может, более серьезное, чем связанное с неравным распре­делением богатства, а потому и как большая несправедливость.

Теперь идеалом, провозглашается общество свободного труда, предпринимательства и участия, где свобода подчинена нормам за-

14 Там же, С. 105.


кона и нравственности. При этом не только признается возросшая роль государства, но и указывается на его ответственность перед че­ловеком в обеспечении прав в экономической сфере. Государству вменяется в обязанность гарантировать обеспечение общества кол­лективными благами, производство которых не может осуществляться по логике рынка.

Рассмотренные выше социальные направления за редким исклю­чением не внесли заметного вклада в развитие экономической науки в современном узком понимании этого слова, но, тем не менее, они сделали многое для определения круга проблем, решение которых эта наука призвана найти. В главе 41 будет обсуждаться точка зрения на экономическую науку, ее предмет и задачи, которая сформировалась в последние два десятилетия XIX в. и которая в целом сохраняет ак­туальность и сегодня. Забегая вперед, отметим, что речь идет о разде­лении экономической науки на теоретическую (ее называют чистой, или позитивной, наукой) и практическую (прикладную) части. Пер­вая изучает, что происходит в экономике, вторая - что надо сделать для достижения некоторых целей, и отчасти обсуждает и сами цели. Оставляя в стороне вопрос об обоснованности подобной позиции, отметим следующее. Если эту позицию принять, то весьма знамена­тельным представляется тот факт, что период формирования основ теоретической части экономической науки совпал с периодом воз­никновения социальной экономии. Последняя задала направление развития прикладной части именно тогда, когда теоретическая часть отстранилась от обсуждения практических целей. Таким образом, с точки зрения эволюции экономической науки в широком смысле оба течения оказались внутренне и исторически взаимосвязанными и вза­имодополняющими. Без развития теории трудно рассчитывать на ус­пешное решения проблем, но без некоторого социального видения невозможно эти проблемы сформулировать.

Рекомендуемая литература

Жид Ш., Рист Ш, История экономических учений. М., 1995. Кн. 5.

Гл. II, III. Джордж Г. Прогресс и бедность. М., 1992.


I




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: