Аналитический и историографический обзоры

Изучение истории в вузе отличается от школьного курса и имеет по сравнению с ним две существенные особенности. Во-первых, оно предполагает другой, более глубокий уровень постижения материала: если средняя школа обучает в основном знанию исторических фактов, то высшая школа учит их анализировать. Во-вторых, в высшем учебном заведении активно прививаются навыки научного исследования, что отвечает последним требованиям модернизации российского образования. Формами самостоятельной работы студентов, совмещающими в себе оба эти принципа, и являются аналитический и историографический обзоры.

Аналитический обзор. По форме он представляет обычный реферат с присущей ему внутренней структурой (введение, основная часть, заключение и список использованных источников), но по содержанию предполагает тщательное изучение какой-либо серьезной проблемы. Это в свою очередь требует от студентов очень высокого уровня абстрактного, теоретического мышления, поскольку здесь в основе умственной деятельности лежит использование такого метода научного исследования, как анализ.

Его суть заключается в мысленном разложении выбранного объекта на составные части и изучение их в отдельности (однако при этом применяются и другие методы, позволяющие раскрыть тему). Наиболее часто данный метод приходится использовать при сравнении схожих между собой событий и явлений, так как для выявления общих черт и характеристик сначала необходимо раскрыть внутреннюю структуру каждого из них. Таким образом, сопоставляются правления различных выдающихся правителей, реформы, революции, войны и т.д.

Историографический обзор сходен по основным параметрам с аналитическим. Он предполагает рассмотрение имеющихся точек зрения историков на ту или иную важнейшую проблему и изложение их взглядов в систематизированном порядке. Для этого сначала выявляется и анализируется вся совокупность исследований по данной теме, а затем основное содержание мнений упорядочивается определенным образом. Можно предложить пять принципов построения излагаемого материала.

Во-первых, порядок может быть хронологическим, когда взгляды и теории ученых относительно чего-либо описываются по мере их появления. Чаще всего эти взгляды являются однотипными какое-то определенное время после завершения события, поэтому их делят на этапы.

Вторым, но близким к этому, оказывается вариант, при котором рассматривается цельный период развития историографии с присущими ему особенностями и характеристикой. К примеру, в журнале «Отечественная история» (№5, 1996) опубликована статья Ю.Н. Афанасьева «Феномен советской историографии», в которой предпринимается попытка кратко ответить на вопрос: что собой представляла историография советского времени и в чем ее феномен.

В-третьих, сходные позиции авторов могут группироваться по какому-то общему основанию. Так, например, принято делить историков, изучавших влияние монголо-татарского ига в русской истории на три группы: тех, кто такое влияние считал отрицательным, тех, кто влияние оценивал как незначительное и тех, кто иго считал позитивным явлением в нашем прошлом. Можно предложить любой критерий для разделения позиций ученых на отдельные группы, пояснив в данном случае свой выбор.

Как четвертый вариант историографического обзора можно рассматривать исследование взглядов одного из крупнейших историков своего времени (например, Н. М. Карамзина, В.О. Ключевского или др.), но обязательно в контексте развития всей предыдущей исторической мысли. При этом следует отметить оригинальность воззрений и вклад, внесенный в развитие науки.

И наконец, когда вы считаете, что причины такого-то события объективнее всего рассмотрены одними учеными, сущность – другими, а последствия – третьими, возможно описание развития этого события глазами различных историков.

Все перечисленные способы построения материала могут комбинироваться. Вне зависимости от выбранного способа историографический обзор должен иметь логику, а в конце сделаны выводы. Примерный список тем для обзоров указывается в конце методических пособий по дисциплине. Возможен вариант, когда студент предлагает свою, заинтересовавшую его тему. В таком случае он предварительно согласовывает ее с преподавателем и начинает работать над ней лишь после его одобрения.

Обзоры выполняются в письменном виде и включают в себя введение с постановкой актуальности, описанием целей и задач; основную часть, где раскрывается тема (желательно дробление содержания на несколько глав); заключение, в котором подводятся итоги и делаются выводы; список использованных источников и литературы. Объем реферата – 20-25 стр. в печатном виде и 20-30 стр. в рукописном виде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: