Тема 9. Кости лицевого черепа. Соединения

КОСТЕЙ ЧЕРЕПА. ЧЕРЕП В ЦЕЛОМ^

Рассматриваемые вопросы. Кости лицевого черепа. Строение нижней и верхней челюстей. Соединения костей черепа: классификация. Синдесмозы черепа: швы, их виды и характеристика. Синхондрозы черепа: их виды, характеристика, возрастные особенности. Височно-нижнечелюстной сустав, его характеристика. Возрастные особенности соединений черепа: роднички, их виды, строение, сроки окостенения. Рельеф наружного и внутреннего основания черепа. Передняя, средняя и задняя черепные ямки.

Мелкие кости лицевого черепа составляют важные архитектурные части лица, обеспечивая совершенство его конструктивной основы и неповторимую индивидуальность. Вместе с тем они обеспечивают механическую прочность черепа. Участвуя в образовании его полостей (глазницы, носовой и ротовой), они служат для защиты и нормального функционирования начальных отделов пищеварительной, дыхательной систем и органов чувств (зрения, обоняния, вкуса). Щели, отверстия и каналы, которые имеют полости черепа, обеспечивают прохождение сосудисто-нервных пучков для иннервации этих органов.
Верхняя и нижняя челюсти относятся к костям лицевого черепа. Они принимают участие в образовании полостей для начальных отделов пищеварительной системы (полость рта) и дыхательной (полость носа) систем, что и определяет их строение.

Учебно-целевые задачи. Изучить строение мелких костей черепа. Научить студентов находить мелкие кости на целом черепе. Изучить анатомическое строение челюстных костей и их взаимосвязь с другими костными образованиями черепа. Изучить анатомическое строение соединений костей черепа, в том числе височно-нижнечелюстного сустава. Обратить внимание, что между костями черепа встречаются все виды соединений: синдесмозы, синхондрозы, синостозы и диартрозы. При рассмотрении височно-нижнечелюстного сустава отметить наличие и функцию внутрисуставного диска и особенности связочного аппарата сустава. Научить студентов находить границы височной, подвисочной, крылонёбной ямок и их сообщения с другими полостями черепа. Научить студентов различать границы основания черепа и черепных ямок на внутренней поверхности основания.

Студент должен знать:

– правильное анатомическое положение мелких костей черепа и их взаимоотношения с прилежащими костными образованиями;

– анатомические образования костей верхней и нижней челюстей;

– соединения костей черепа;

– контрфорсы верхней и нижней челюстей.

– границы и анатомические образования наружной поверхности основания;

– границы и анатомические образования черепных ямок внутренней поверхности основания черепа;

Студент должен уметь назвать и показать:

– правильное функциональное положение мелких костей лицевого черепа;

– правильное функциональное положение верхнечелюстной кости на черепе;

– принадлежность верхней челюсти к правой или левой половине черепа;

– анатомические образования верхнечелюстной и нижнечелюстной и костей;

– контрфорсы верхней и нижней челюстей.

– места соединений костей черепа, строение височно-нижнечелюстного сустава;

связки, укрепляющие височно-нижнечелюстной сустав;

крышу и основание черепа;

– черепные ямки внутренней поверхности основания черепа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: