Анализ состояния вопроса

О кредитно-денежной политике высказывают свои мнения многие ученые. Так, в статье «Конструирование модели сопряженности денежно-кредитной и банковской политики»[1] Янкина И. А. пишет, что денежно-кредитная и банковская политики являются одним из важнейших факторов косвенного воздействия государства на экономику.

В другой статье «Моделирование стратегии управления риском ликвидности банковской системы Российской Федерации как инструмент управления денежно-кредитной политикой»[2] Лурье К. М. пишет о внедрении механизма управления ликвидностью кредитных организаций в качестве дополнительной интегрированной цели денежно-кредитной политики Центрального банка, что создаст предпосылки устойчивого развития банковской системы и экономики страны в целом. Рассматриваются такие аспекты моделирования эффективного уровня ликвидности банковской системы как сжатость, глубина, релаксация и немедленность рынка ликвидности кредитных организаций.

Подкозлина И. А., автор статьи «О влиянии стоимости активов на денежно-кредитную политику центральных банков»[3] считает, что неустойчивое развитие мировой экономики в течение последнего десятилетия актуализировало вопрос об эффективности макроэкономического регулирования, значимую роль в котором играет политика центральных банков. В этом контексте наиболее интересный и полезный материал для исследований предоставляют переломные периоды экономического развития, к которым можно отнести события 2007–2009 гг. Подтвердившаяся неспособность денежно-кредитной политики стимулировать кредитную активность в периоды жестких рецессий обострила вопрос о том, могут ли монетарные власти предупреждать экономический спад, воздействуя на обстоятельства, предшествующие ему.

Ермоленко О. Д. в своей статье «Приоритет ценовой стабильности в денежно-кредитной политике банка России»[4] рассказывает о целях денежно-кредитной политики центрального банка. Цель денежно-кредитной политики центрального банка должна быть направлена на удовлетворение интересов как можно большего числа экономических агентов. Поэтому в последнее время для центральных банков характерно сужение списка конечных целей денежно-кредитной политики и их фокусировка на достижении ценовой стабильности.

Основные цели деятельности Банка России определены в Федеральном законе РФ №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Мищенко С. В., «Механизмы координации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики»[5] повествует о том, что в условиях нестабильности финансовых рынков и национальных финансовых систем особую актуальность приобретают вопросы совершенствования денежно-кредитной политики и необходимости ее координации с налогово-бюджетной и общей финансовой политикой государства. Это обусловлено необходимостью обеспечения высокого уровня оперативности принятия решений и согласованности действий всех субъектов финансового рынка и органов государственной власти.

Абрамова М. А. в своей статье «Эффективность денежно-кредитной политики в условиях “ловушки ликвидности”»[6] говорит о том, что традиционный подход к регулированию предлагает два варианта воздействия на экономику с целью ее стимулирования. Если при спаде экономической активности общий спрос в экономике постоянно меньше потенциальной производительности, то предлагается, во-первых, попробовать ослабить (сделать более гибкой) денежно-кредитную политику, или, во-вторых, ослабить налогово-бюджетную политику. На практике, более гибкая денежно-кредитная политика осуществляется с помощью снижения процентной ставки. Центральные банки обычно понижают процентную ставку путем вмешательства в работу денежных рынков, через изменение в системе рефинансирования коммерческих банков. «Ликвидная ловушка» — это ситуация в экономике, когда в результате чрезмерного или повышенного увеличения денежных средств (роста денежного предложения как реакции на недостаток ликвидности в условиях кризиса) равновесная ставка процента снижается до минимального уровня и далее перестаёт понижаться, не реагируя на применяемые регуляторами меры в области процентной политики, постоянные инструменты денежно-кредитной политики не работают, традиционный в условиях рынка процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики становится неэффективным.

Матовников М. Ю. в статье «К вопросу об инструментах денежно-кредитной политики»[7] высказывает свои соображения о том, что банковская система все еще нуждается в радикальных преобразованиях, а не в небольших «регулировках». Можно предложить множество регулятивных новаций, но 90% успеха, как представляется, связаны с решением всего трех проблем: 1) Банк России должен уметь идентифицировать связанных с акционерами банка заемщиков, 2) Правильно оценивать уровень концентрации рисков на группу связанных заемщиков, 3) Правильно оценивать концентрацию отраслевых рисков, принимая во внимание то, что банки всегда могут (если захотят) выстроить такие схемы, что с формальной точки зрения Центральный банк ничего не сможет доказать, какие бы новые нормы он ни вводил.

Дубова С. Е. и Кузнецова С. В. в статье «Методика оценки эффективности денежно-кредитной политики центрального банка»[8] повествуют о том, что при осуществлении оценки эффективности денежно-кредитной политики, следует руководствоваться следующими принципами:

• объективный и комплексный анализ статистических данных и отчетной информации, характеризующих деятельность монетарных органов власти по реализации денежно-кредитной политики;

• учёт конечных стратегических целей денежно-кредитной политики;

• учет факторов, влияющих на эффективность денежно-кредитной политики;

• своевременность оценки эффективности денежно-кредитной политики.

Дворецкая А. Е. в статье «Теоретические аспекты денежно-кредитной политики в рамках перехода к посткризисной модели развития Российской экономики»[9] высказывает свою точку зрения о том, что эффективная трансмиссия импульсов роста в реальную экономику методами адекватной денежно-кредитной политики остается актуальной. Это экономический аспект проблемы. Вторая сторона - снизить тот самый градус неопределенности, стабилизировать экономические ожидания, улучшить качество и комфортность макросреды. Это институциональный контекст, и здесь весомы по значимости действия Центрального банка: надзорные и контрольные меры, недопущение банкротств, содействие консолидационным процедурам в банковской сфере, включая рекапитализацию. Только институционально сильный банковский сектор — надежный и устойчивый — может стать адекватным в своей функциональной связке с предприятиями реального сектора.

Мерзляков С.А. в своей статье «Сравнение режимов денежно-кредитной политики в экспортно-ориентированной экономике»[10] рассматривает комплекс взаимосвязанных проблем конструирования (дизайна) бюджетной и денежно-кредитной политики в экспортно-ориентированной экономике. Экспортно-ориентированный характер экономики отражает не только открытость экономики и тот факт, что проведение бюджетной и денежно-кредитной политики существенным образом зависит от состояния платежного баланса, но и выявляет специфические механизмы, характерные для взаимодействия правительства и центрального банка именно в экономике данного типа. Если экспорт составляет значительную часть ВВП, то и доходы государственного бюджета также будут в немалой степени зависеть от экспортной выручки. В ситуации, когда положительное сальдо счета текущих операций не может быть уравновешено счетом движения капитала при данном обменном курсе, в отсутствие масштабных интервенций центрального банка на валютном рынке национальная валюта должна укрепиться.


1. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: