Становление денежно-кредитной политики в России

Центральный банк Российской Федерации, как основной элемент банковской системы России, возник в результате экономических преобразований. Значительное ослабление банковского влияния на повышение эффективности производства, начавшееся в середине 80-х гг. ХХ в., привело к ослаблению стимулирования экономического развития в стране.

Резкая смена экономической парадигмы, сдвиг в системе ценностей, обусловленные переходом к принципиально новой социально-экономической системе, рыночная трансформация экономики и отказ от административно-плановой модели потребовали формирования в России новых подходов экономической и денежно-кредитной политики.

Функции центрального банка как проводника денежно-кредитной политики с развитием и усложнением экономических отношений и политической структуры общества стали более разнообразны: изменяются формы функционирования банковского сектора; появляются глобальные геополитические риски; увеличивается конкуренция в различных секторах финансового рынка; создаются более выгодные для клиентов условия и т. д. В этих условиях повышается значимость его статуса.[15]

В пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Банк России относительно независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не могут вмешиваться в его деятельность по реализации законодательно закрепленных за ним полномочий и функций. Именно независимость Центрального банка является важнейшим условием проведения той денежно-кредитной политики, которая адекватна происходящим экономическим процессам и за последствия которой он должен нести полную ответственность.

Необходимость независимости Центрального банка объясняется тем, что именно он несет ответственность перед всем обществом за стабильность национальной денежной системы. Академик РаН В. В. Ивантер отметил: «Если бы ЦБ управлял только деньгами Правительства, то он должен был бы зависеть от Правительства. Но он еще управляет деньгами бизнес сообщества и, кроме того, деньгами населения. Эта ситуация и вызывает необходимость быть независимым от власти, потому что я не уверен, что мои интересы всегда совпадают с интересами министра финансов, а интересы бизнес сообщества совпадают с моими интересами».

Независимость Банка России в постановке целей, принятии решений и в выборе применения тех или иных инструментов в области денежно-кредитной политики вызывает противоречивое толкование. Цели Правительства и Центрального банка Российской Федерации могут вступать в противоречие. Например, проявляются последствия жесткой антиинфляционной политики в виде социальной напряженности, и под давлением Правительства монетарные власти вынуждены уступать. Закономерное в современных условиях укрепление рубля приводит к повышению уровня предпочтения иностранных товаров, что негативно сказывается на отечественном товаропроизводителе. Поэтому Банк России вынужден продолжать осуществление валютных интервенций в рамках проводимой Правительством политики, несмотря на избыточный рост денежной массы.

В этой связи интересно высказывание лауреата Нобелевской премии по экономике Роберта Манделла, который связал уровень инфляции и степень независимости центрального банка: «Независимый ЦБ не нужен только в одном случае – когда слабость экономики предопределяет неограниченное печатание денег. Независимый центральный банк будет излишним при проведении такого рода политики. Только независимый центральный банк может предотвратить излишнюю эмиссию денег, а значит, и инфляцию».

Только реальная независимость органов денежно-кредитного регулирования от интересов различных государственных структур может быть основой стабильности национальной банковской системы и результативности мер денежно-кредитной политики. Особое значение обеспечение независимости центрального банка приобретает в странах, где экономика является переходной, где отсутствует история валютной стабильности и устойчивых традиций профессионального управления экономикой, не отлажена институциональная структура управления.

Российское право четко определило одну из целей деятельности Банка России – поддержание стабильности банковской системы и защита интересов кредиторов и вкладчиков. Во исполнение этой цели он реализует функции банковского регулирования и надзора, что выражается, прежде всего, в создании институциональных и правовых основ банковской деятельности.

В отечественной политической и экономической среде периодически выдвигаются разнообразные проекты реформирования институциональных основ деятельности Центрального банка Российской Федерации. Наибольшее развитие получила идея по созданию единого мегарегулятора финансовых рынков, фактически своего рода сверхмонополии.

За выведение надзорной функции из компетенции Банка России выступают а. Г. Братко, В. М. Резник, А. Ш. Гасанов. Сторонники идеи мегарегулирования зачастую ссылаются на международный опыт, что, безусловно, имеет значение при построении наиболее эффективно развивающейся системы регулирования в России. Статистика свидетельствует, что в начале ХХI в. количество стран, где надзор за деятельностью банков сосредоточен в руках мегарегулятора, выросло с трех до тридцати семи.

Серьезные аргументы сохранения надзора в ведении Банка России приводят А. С. Алпатова, Л. И. Ларина, А. В. Мурычев, Г. Г. Фетисов: необходимость обеспечения безопасности платежных систем, вероятность возникновения проблем развития банковского сектора, риск разбалансированности денежно-кредитной политики, законодательно закрепленная функция банка банков. В качестве примера приводятся страны, где параллельно с развитием новых рыночных тенденций были значительно расширены полномочия центральных банков в осуществлении надзорной деятельности, укреплены и оформлены структуры, отвечающие за координацию взаимодействия между надзорными органами.

Очевидно, что каждое государство должно подходить к созданию модели регулирования финансовых рынков своим путем, и было бы рискованно использовать шаблоны из существующих вариантов. Специалисты считают, что каждая страна должна выбрать свой путь, который будет осуществим с политической точки зрения, эффективен и действенен, а также соответствует финансовой структуре страны.

Таким образом, в основе идеи создания единого мегарегулятора лежит потребность в обобщенной оценке экономического положения финансовой организации, а также предотвращение аккумуляции рисков в целом по группе.

Для успешной реализации намеченных целей необходимо учитывать современные экономические условия, в которых предполагается реализовывать эту идею. Мы разделяем позицию А. В. Мурычева и Л. И. Лариной, считающих, что создание в настоящее время финансового мегарегулятора в современных российских условиях нецелесообразно по ряду причин, в том числе:

• отсутствие у Банка России соответствующей материально технической базы, необходимой инфраструктуры и

подготовленного персонала для принятия на себя функций

финансового мегарегулятора структурных изменений;

• преждевременность разделения функций

денежно-кредитного регулятора и банковского надзора, позволяющих наиболее эффективно проводить единую денежно-кредитную политику. Разделение этих двух функций может привести к разбалансированности и снижению эффективности денежно-кредитного регулирования. В настоящее время перед российской экономикой стоит главная задача – развить и укрепить успех экономического роста. Решение этой задачи зависит от эффективности использования возможностей денежно-кредитного регулирования в экономике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: