В форме тезисов, таблиц, логических цепочек дат, схем, моделирования исторических процессов

Дисциплина «История» связана с изучением развития человеческого общества в прошлом и настоящем, в его конкретности и многообразии. Исторический процесс, являясь результатом взаимодействия объективных и субъективных факторов, насыщен множеством событий, действующих лиц, датами и т.д.

Чтобы уяснить логику событий и социальный аспект предмета, избегая механического запоминания материала, студент-заочник обязан выполнить задание, связанное с творческим осмыслением прочитанного. В контрольной работе излагаются основные результаты размышлений студента в виде таблицы, тезисов, схемы, модели процесса, логической цепочки дат.

1. При выполнении данного контрольного задания необходимо: во-первых, прочитать и осмыслить материал предыдущего и последующего периодов исторического развития; во-вторых, при изучении своего периода найти причины, сущность происходивших событий и явлений, при освоении по учебнику следующей темы необходимо определить значение происшедших перемен. Только при таком подходе вы сможете полностью и точно сориентироваться в своей теме и качественно выполнить заданную работу.

2. Необходимо внимательно прочитать название темы и усвоить характер требований, чтобы не подменять анализ проблемы простым перечислением событий.

3. Обязательным условием успешного выполнения задания является осмысление терминов. Это избавляет Вас от часто встречающихся ошибок, когда студент путает процессы, происходившие в общественно-политической и социально-экономической сферах, не может отличить тезис от набора фактов, (например, «просвещенный абсолютизм» от «идей просвещения», «хронологический ряд» (логическая связанная цепочка дат) от «хронологии» и т.д.).

Одновременно уяснение терминов помогает понять смысл процессов, происходивших в обществе, а также сориентироваться в историческом времени. Так, некоторые понятия характерны для всего периода российской истории, а другие – отражают лишь определенный этап развития. Например, секуляризация – обращение государством церковной собственности, особенно земли, в светскую - могло происходить в любое время. Но полюдье – объезд князем земель для сбора дани – осуществлялось только в Древней Руси, а в Х веке этот вид дани был заменен другим - уроками.Урок – фиксированная дань с определенного региона.

Следует также учитывать, что по мере развития общества некоторые термины меняют свой первоначальный смысл. Пример: погост – центр сельской общины с торгом, куда приезжали гости-купцы. С Х века – центр административно-податного округа, позднее – селение с церковью и кладбищем, с XVI – XVII вв. – название отдельно стоящей церкви с кладбищем, с XVIII в. – сельское кладбище.

4. Осмысливая материал контрольного задания, необходимо помнить об объективных и субъективных факторах, влияющих на ход исторических процессов, находить причинно-следственные связи, проблемы и противоречия, а в выводах отражать итоги развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: