ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методические рекомендации и
Задания для выполнения контрольных
Работ по дисциплине «ИСТОРИЯ»
для студентов I курса заочного обучения факультета
внебюджетного образования
по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция
квалификация выпускника – бакалавр
Пермь – 2015
Методические рекомендации и задания для выполнения контрольных работ по дисциплине «История» для студентов заочного обучения факультета внебюджетного образования по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция, квалификация выпускника – бакалавр / ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России. – Пермь, 2015. – 43 с.
Автор-составитель:
Н.Г. Кулипанова – кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных и общеправовых дисциплин факультета внебюджетного образования Пермского института ФСИН России.
|
|
Методические указаниярассмотрены и одобрены на заседании кафедры социально-гуманитарных и общеправовых дисциплин Пермского института ФСИН России (протокол № ____ от «___» ______ 2015 г.)
Пермский институт ФСИН России
614000 г. Пермь, ул. Карпинского 125
О Г Л А В Л Е Н И Е
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧЕНИЯ4
НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ6
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ7
КРИТЕРИИ ЭКЗАМЕНАЦИОНЫХ ОЦЕНОК8
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ
ЗАДАНИЙ В ФОРМЕ ТЕЗИСОВ, ТАБЛИЦ, ЛОГИЧЕСКИХ
ЦЕПОЧЕК ДАТ, СХЕМ, МОДЕЛИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ10
ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ11
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ18
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ40
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА42
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧЕНИЯ
Уважаемые студенты!
Доводим до Вашего сведения, что до сдачи экзамена по курсу «История» допускаются только студенты, представившие контрольную работу, которая предполагает правильное выполнение задания: составления тезисов, таблицы, логической цепочки дат, схемы, моделирования исторического процесса.
1. Тезисы – положение, утверждение в изложении теории; краткий, сжатый конспект ответа, на основе которого можно дать развернутое изложение изученных процессов, событий. Каждый тезис содержит смысловую нагрузку. Он должен быть или логически связан с последующим или нести самостоятельное содержание.
2. Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему по графам, что помогает выявить основные тенденции развития, осмыслить суть и значение исторических событий, явлений, процессов.
|
|
3. Логическая цепочка дат – хронологический ряд, отражающий этапные события (в том числе – принятие важнейших документов), вносящих существенные изменения в жизнь общества.
4. Схема – предполагает чертеж, на котором условными обозначениями показаны составные части сложного события, явления, исторического процесса. Схема помогает наглядно увидеть их многообразие, противоречивость.
5. Моделирование исторического процесса в отличие от схемы позволяет проследить внутреннюю логику событий, причинно-следственные связи, механизмы развития. Моделирование позволяет наглядно отразить сложный, насыщенный множеством противоречивых событий материал.
При выполнении контрольной работы следует обратить внимание на правильное понимание некоторых часто встречающихся в заданиях положений:
Аргументировать – привести факты, доводы, доказательства, суждения, подтверждающие истинность главной мысли, высказанной идеи, точки зрения.
Дать определение – установить смысл незнакомого термина (слова) с помощью знакомых терминов через соотнесение его с родом предмета и выявления их видовых отличий.
Дать оценку –показать отношение к социальным явлениям, результатам человеческой деятельности, выявление значимости того или иного исторического события.
Концепция – способ понимания какого-либо явления, процесса; руководящая идея для освещения рассматриваемой проблемы; система взглядов на что-либо.
Объяснить – раскрыть внутреннее содержание изучаемого явления, события, процесса.
Проанализировать – рассмотреть отдельные стороны события, т.е. мысленно разложить на составные части изучаемый объект с тем, чтобы
впоследствии соединить их в осмысленный единый процесс.
Сделать вывод – сформулировать, изложить определенную точку зрения на рассмотренные вопросы в лаконичной (краткой) и понятной форме, в которой содержится новое знание о рассмотренных ситуациях, процессах.
Сравнить – выявить общее и особенное в исторических явлениях, стадиях и тенденциях их развития. При помощи сравнения можно выявить природу, сущность разнородных явлений, найти их сходство, осмыслить глобальные проблемы (См.: сопоставить).
Сопоставить – отразить уровни развития любой сферы общественной жизни внутри одной страны в разные периоды или в одних и тех же временных рамках, но по сравнению с другими странами.
Тенденция – направление развития какого-либо явления или процесса. В историческом аспекте она отражает устойчивые повторяющиеся явления, этап или линию развития. Она может быть краткосрочной (в силу определенных условий), тенденция может быть противоречивой (как и сама жизнь общества).
Пример устойчивой тенденции: укрепление абсолютизма в России в XVIII – первой половине XIX вв.
Пример краткосрочной тенденции: в политической жизни России ведущая роль гвардии периода дворцовых переворотов утратила свое значение в начале XIX века, на первый план выдвинулась бюрократия.
Пример противоречивой тенденции: консолидация дворянства с монархией в XVIII веке сопровождалась, с одной стороны, усилением зависимости дворянства от монаршей власти, с другой, приспособлением к интересам дворян, использованием их услуг в управлении государством (например, через фаворитизм).