Перед тем как объяснять другим сущность вашего проекта, то есть что, как и зачем вы собираетесь делать, попробуйте разобраться в этом сами.
Большую помощь в этом может оказать написание логической таблицы для составления проекта, позволяющей выстроить четкую концепцию проекта, определить критерии и методы оценки его компонентов, выявить внешние факторы, влияющие на его выполнение.
Таблицу пишут для улучшения собственного понимания проекта, она помогает составить окончательный проектный документ (заявку) и успешнее выполнить задуманное.
В этой главе мы приведем список вопросов, на которые надо ответить в такой таблице, и гипотетический пример заполненной логической таблицы.
Первая графа таблицы характеризует суть и взаимосвязь основных частей проекта. Вторая — содержит объективные свидетельства обоснованности и качества проработки соответствующих компонентов проекта, критерии и методы оценки их выполнения. В третьей графе перечисляются внешние условия (факторы, предпосылки, допущения), которые находятся вне контроля со стороны руководства проекта и от которых зависит его выполнение. Для успешного осуществления проекта эти факторы должны быть выявлены, определены и оценены. Правильно составленный проект не должен включать нереальных предпосылок.
|
|
Пример логической таблицы для составления проекта
Вопросы для заполнения
Компоненты проекта | Объективные свидетельства (показатели, обоснования) | Внешние условия (факторы, предпосылки, допущения) 1 | ||
Постановка проблемы 1.Почему возникла необходимость в выполнении проекта? 2.Почему решение данной проблемы —приоритетная задача? | Какие источники информации помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить? | |||
Цель 1.Какова цель, на достижение которой направлена деятельность в рамках проекта? Как она связана с решением поставленной проблемы? 2.Кто выиграет в результате продвижения к цели? Как действия, предусмотренные проектом, изменят существующую ситуацию? | 1.Каковы средства проверки правильности движения к цели? 2.Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект вносит ожидаемый вклад в продвижение к цели? 3.Предусматривается ли проектом сбор данных позволяющих измерять степень продвижения к цели? | |||
Задачи. Ожидаемые результаты 1.Какой конкретный эффект должен быть достигнут во время выполнения проекта? Какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в окружающей среде, положении данной группы населения и т. д.? 2.Как решение поставленных задач приблизит ситуацию к достижению заявленных целей? 3.Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для решения поставленных задач? | 1.Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что проект выполнил поставленные задачи? 2.Каковы конкретные количественные методы оценки результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту? 3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ? | 1. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы: решение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели; достижение запланированных результатов приводило бы к решению задач. |
Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта) Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям проекта для получения указанных в проекте результатов? | Почему выбраны именно эти методы? | Применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов; |
Ресурсы 1. Какие ресурсы (кадры, товары, услуги) необходимы для проведения мероприятий, намеченных в проекте? 2.Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т. д.)? | 1.На основании чего планируются уровень зарплаты, стоимость оборудования и расходов на транспорт, другие услуги? 2.Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств? | 1.Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов). 2.Каковы возможные препятствия в каждом из этих «переходов»? |
|
|