Захоложенную, затемненную душу

к высокому духовному опыту. Посредством искусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, - такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению…

И тогда искусство, литература могут на деле помочь сегодняшнему миру»

Александр Солженицын

Нобелевская лекция по литературе 1972

Александр Исаевич Солженицын вошел в нашу литературу как писатель «лагерной темы», борец за свободу человека. Такие его произведения как «Один день Ивана Денисовича», «Ахипелаг ГУЛАГ» для очень многих людей стали источником знаний о страшном периоде нашей истории. Но ведь у Солженицына есть еще и другие работы, с которыми можно знакомить детей в школе. Лирические миниатюры, начатые в 1958 году и известные под заглавием «Крохотки», вполне заслуживают внимания. Обратиться к ним можно уже на уроках в 7-8-х классах.

Солженицын знал цену жизни, он был на передовой во время второй мировой войны, видел смерть в лагерях, где отбывал срок за то, что посмел высказать собственную точку зрения, писатель научился ценить жизнь в любых её проявлениях. Одной из главных тем рассказов из цикла «Крохотки» является любовь ко всему живому на земле. В лирических миниатюрах отражены наиболее сокровенные мысли и переживания писателя, они – своеобразное зеркало «его духовного состояния», в основе которого глубокая убежденность, что судьба и будущее народа неразрывны с его душой.

В условиях снижения нравственных ценностей, духовной культуры молодого поколения перед педагогами стоит нелегкая задача воспитания всесторонне развитой личности, способной на сострадание и сочувствие. Именно искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства: в литературе это слово, в изобразительном искусстве – цвет, линия, пятно. Они по-своему отражают окружающую действительность, своими средствами передают информацию об эпохе, людях, событиях и тем самым расширяют кругозор учащихся, соединяют обучение с эмоционально-нравственным воспитанием.

В связи с этой установкой мы разработали и провели серию уроков по литературе и изобразительному искусству, а результат работы обобщили на интегрированном уроке, построенном на взаимодействии двух компонентов: изобразительной деятельности и ознакомлении с творчеством Солженицына на примере рассказов из цикла «Крохотки».

На уроках литературы учащиеся знакомились с «Крохотками» А.И.Солженицына, анализируя отдельные рассказы из этого цикла. Результатом работы на данном этапе стали сочинения-отзывы.

Параллельно велась работа учителем изобразительного искусства. Была разработана система уроков, на которых ребята знакомились со структурой книги, с творчеством знаменитых художников иллюстраторов. Главной задачей было показать неразрывную связь иллюстраций с содержанием, смыслом книги и выполнить свои рисунки к прочитанным рассказам Солженицына.

На заключительном уроке дети представляли свои работы: зачитывали отзывы, демонстрировали рисунки. Из представленных сочинений видно, что учащиеся подошли к работе серьезно. Каждый постарался выразить чувства, которые он испытал при общении с данным произведением.

Итог работы – создание иллюстрированного сборника детских творческих работ по рассказам Солженицына из цикла «Крохотки». Удачно найденные образы, общее решение никого не оставили равнодушными. Очень важно уметь поделиться со сверстниками своим прочтением книги, своим взглядом на мир. А главной зада­чей этих занятий остается общение - ученика и учителя, писателя и худож­ника...



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: