Состояние рынка труда как одного из основных показателей эффективности функционирования человеческой составляющей экономического потенциала общества имеет существенное значение при рассмотрении проблем экономической безопасности страны и ее отдельных регионов.
Один из ключевых индикаторов рынка труда – безработица. В зависимости от ее уровня, структуры и динамики можно судить не только об экономической ситуации в стране и о состоянии социального здоровья того или иного общества, но и о стабильности национальной экономики в мировом пространстве.
Неудивительно поэтому, что такие характеристики безработицы, как ее уровень и структура, рассматриваются в качестве социальных индикаторов измерения экономической безопасности государства.
В результате рыночных преобразований феномен безработицы стал неотъемлемым атрибутом российской экономики. Несмотря на низкие темпы реструктуризации занятости, по масштабам и уровню открытой безработицы Россия довольно быстро догнала ведущие европейские страны и в настоящее время относится международным сообществом к группе стран с высокой безработицей.
|
|
Отсутствие целостной государственной политики занятости, ее отрыв от качественных изменений в характере социально-трудовых отношений не только обусловили высокие социальные издержки трансформационных процессов, но и отразились на глубине, направленности и темпах экономических реформ. Безработица – это достаточно новое явление, с которым столкнулось российское общество с начала 1990-х гг.
Таблица 2.19
Миграция населения[53]
Регионы | Число прибывших | Число выбывших | ||||||||||||||||
в пределах региона | из других регионов России | из-за пределов России | в пределах региона | в другие регионы России | за пределы России | |||||||||||||
ЦФО | 32,3 | 34,0 | 32,5 | 55,8 | 53,9 | 55,1 | 11,9 | 12,1 | 12,4 | 45,7 | 43,9 | 40,9 | 52,2 | 51,9 | 53,4 | 2,1 | 4,2 | 5,7 |
СФО | 61,3 | 60,0 | 59,3 | 30,8 | 32,0 | 32,2 | 7,9 | 8,0 | 8,5 | 60,4 | 59,3 | 58,0 | 37,7 | 38,5 | 39,4 | 1,9 | 2,2 | 2,6 |
Республика Алтай | 60,9 | 61,0 | 63,3 | 36,1 | 36,9 | 34,5 | 3,0 | 2,1 | 2,2 | 62,4 | 58,8 | 58,9 | 37,1 | 40,9 | 40,7 | 0,5 | 0,3 | 0,4 |
Республика Бурятия | 67,2 | 67,8 | 67,2 | 31,4 | 31,0 | 31,3 | 1,4 | 1,2 | 1,5 | 57,9 | 60,1 | 61,3 | 41,8 | 39,6 | 38,4 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Республика Тыва | 86,6 | 81,2 | 76,3 | 12,4 | 18,3 | 23,6 | 1,0 | 0,5 | 0,1 | 71,0 | 60,1 | 57,5 | 28,7 | 39,8 | 42,5 | 0,3 | 0,1 | 0,04 |
Республика Хакасия | 53,5 | 53,4 | 53,2 | 44,4 | 42,2 | 41,7 | 2,1 | 4,4 | 5,1 | 51,5 | 52,1 | 52,5 | 48,0 | 46,6 | 45,8 | 0,5 | 1,3 | 1,7 |
Алтайский край | 67,9 | 68,0 | 66,2 | 24,4 | 22,1 | 23,2 | 7,7 | 9,9 | 10,6 | 61,9 | 63,5 | 61,8 | 35,8 | 33,1 | 34,0 | 2,3 | 3,4 | 4,2 |
Забайкальский край | 69,9 | 67,1 | 64,9 | 25,8 | 28,4 | 31,0 | 4,3 | 4,5 | 4,1 | 55,8 | 52,7 | 49,3 | 43,7 | 46,9 | 50,4 | 0,5 | 0,4 | 0,3 |
Красноярский край | 61,5 | 60,2 | 60,1 | 28,9 | 33,3 | 32,2 | 9,6 | 6,5 | 7,7 | 63,8 | 62,5 | 60,8 | 35,3 | 36,1 | 37,0 | 0,9 | 1,4 | 2,2 |
Иркутская область | 66,9 | 63,9 | 65,5 | 30,3 | 31,0 | 29,4 | 2,8 | 5,1 | 5,1 | 58,1 | 57,2 | 58,2 | 40,8 | 41,8 | 40,7 | 1,1 | 1,0 | 1,1 |
Кемеровская область | 61,5 | 62,3 | 61,7 | 26,8 | 30,6 | 30,5 | 11,7 | 7,1 | 7,8 | 62,2 | 58,3 | 56,7 | 35,2 | 40,1 | 42,2 | 2,6 | 1,6 | 1,1 |
Новосибирская область | 49,0 | 45,7 | 45,3 | 43,2 | 40,0 | 41,0 | 7,8 | 14,3 | 13,7 | 61,5 | 59,6 | 57,4 | 36,3 | 35,4 | 37,0 | 2,2 | 5,0 | 5,6 |
Омская область | 61,4 | 60,7 | 58,0 | 27,5 | 29,5 | 30,2 | 11,1 | 9,8 | 11,8 | 56,1 | 57,4 | 55,2 | 37,5 | 39,8 | 42,0 | 6,4 | 2,8 | 2,8 |
Томская область | 47,2 | 50,7 | 50,2 | 35,9 | 39,1 | 39,3 | 16,9 | 10,2 | 10,5 | 60,6 | 57,1 | 55,0 | 37,5 | 38,5 | 39,7 | 1,9 | 4,4 | 5,3 |
Получив официальное признание в принятом еще в период перестройки Законе о занятости населения РФ (1991 г.), к концу тысячелетия безработица превратилась в неизбежного спутника рыночных преобразований российской экономики и стала одной из болезненных проблем для населения.
|
|
В первые годы реформ значительная часть российских граждан считала, что безработица в небольших количествах полезна и необходима, и мало кто представлял, что через несколько лет с угрозой потерять работу и отсутствием возможности найти новую работу столкнется каждый десятый экономически активный гражданин России. Во второй половине 1990-х гг. безработица уже стояла в ряду основных жизненных трудностей населения наряду с невыплатами заработной платы.
Политика защиты от безработицы – неотъемлемый элемент государственной политики в рыночной экономике, она направлена на решение важных социально-экономических задач. С одной стороны, это сохранение и возможно более полное использование трудового потенциала населения, с другой – снижение социальной напряженности, обусловленной наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус. Эта политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп населения, т. е. компенсацию определенной доли потерянного дохода, а также вывод с рынка труда отдельных категорий безработных.
Специфика безработных,в отличие от традиционно уязвимых категорий населения, состоит в том, что они (а также некоторая часть экономически неактивного населения) являются потенциально производительным населением,которое в значительной своей части может быть задействовано в экономике даже при неизменных ограничениях спроса.
В то же время наличное производительное население, по крайней мере частично, может служить потенциалом безработицы. Специфику безработных как потенциально производительного населения обусловливает тот факт, что безработица сопряжена с широким кругом издержек, выходящих за рамки прямых расходов на поддержку безработных, и предполагает экономические, финансовые, социальные, а в ряде случаев также и психологические издержки. Многомерность издержек безработицы связана с тем, что это явление затрагивает экономически активное население[54].
Безработные – единственная социально уязвимая категория, с которой сопряжены экономические и вмененные финансовые издержки. Специфика безработных как потенциально производительного населения обусловливает расширение масштабов социальных издержек безработицы.
Индивидуальные экономические издержки безработицы, связанные с потерей дохода от занятости и ухудшением материального положения не только самих безработных, но и членов их семей, трансформируются на уровне общества в социальные издержки. Это также ведет к фактическому перераспределению дополнительной иждивенческой нагрузки на занятое население, что особенно актуально для России, пережившей затяжной экономический спад на фоне негативных социально-демографических тенденций.
Безработные – уязвимая категория населения не только по причине отсутствия постоянной работы, но и по характеристикам благосостояния. По данным независимых обследований, уровень бедности среди семей безработных значительно превосходит средний показатель бедности. В малых городах доля бедных семей среди семей безработных достигает 77 %, а в отдельных регионах приближается к 100 %.
|
|
В случае длительной безработицы палитра сопряженных с ней индивидуальных и общественных издержек существенно расширяется.
Прежде всего появляются дополнительные экономические издержки, связанные с утратой квалификационного потенциала и навыков регулярной трудовой деятельности, а следовательно, обесценением рабочей силы, как индивидуальной, так и совокупной. В подавляющем большинстве случаев длительная безработица сопряжена также с серьезными психологическими издержками, которые обычно не возникают, если период безработицы невелик.
О серьезном ухудшении психологического состояния длительно безработных свидетельствуют и данные статистики, фиксирующие рост заболеваемости среди безработных, высокую долю самоубийств, рост числа преступлений, совершаемых безработными гражданами.
Исследования, проведенные в США, показали, что увеличение безработицы на 1 % в случае, если она не снижается на протяжении последующих 5 лет, ведет к увеличению числа самоубийств на 4,5 %, первичных обращений в клинику для душевнобольных – на 3,3 %, численности осужденных к тюремному заключению – на 4 %, числа убийств – на 5,7 %, смертности от алкоголизма и общего уровня смертности – на 1,9 %.
Аналогичные оценки для Великобритании показывают, что устойчивый однопроцентный прирост безработицы приводит к росту смертности на 50 тыс. чел., психических заболеваний – на 60 тыс. чел, осужденных за правонарушения – на 140 тыс. чел. Особо подчеркивается, что психологические издержки несут не только сами безработные, но и их родственники, в том числе дети[55]. Таким образом, безработица не только отрицательно сказывается на состоянии человеческого потенциала, но и ведет к разрыву общественных связей, нарастанию социальной изоляции и социальной напряженности.
Осознание полного спектра сопряженных с безработицей издержек неизбежно подводит к выводу о том, что грамотно построенная система социально-экономической защиты от безработицы, направленная на сохранение и развитие трудового потенциала и содействие занятости безработных, способна принести не только сугубо социальный, но и прямой экономический эффект.
|
|
Создание системы, опирающейся на рациональную экономическую политику, направленную на повышение эффективной занятости населения, способно значительно сократить издержки безработицы, повысить уровень использования трудового потенциала не только безработных и занятых, но и части экономически неактивного населения и тем самым расширить социальную базу экономического роста.
Без развития и поддержания на достойном уровне человеческих ресурсов невозможно обеспечивать дальнейший экономический рост и повышение конкурентоспособности экономики. При таком подходе вложения в политику защиты от безработицы рассматриваются как инвестиции, способные приносить экономическую отдачу[56].
Динамика численности безработных представлена в табл. 2.20.
Таблица 2.20
Численность безработных, тыс. чел.[57]
Регион | 2012/2011 | 2012/2000 | |||||||
Абсолютное отклонение | Темп роста, % | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | ||||||
Российская Федерация | –791 | 83,93 | –3569 | 53,65 | |||||
Сибирский федеральный округ | –110 | 86,35 | –598 | 53,79 | |||||
Кемеровская область | –15 | 86,84 | –58 | 63,06 |
Положительным моментом является то, что наблюдается сокращение численности безработных в области (за период с 2000–2012 гг. на 36,94 %). Но нельзя не отметить, что данный показатель в регионе снижается менее быстрыми темпами, в сравнении со средними показателями Сибирского федерального округа (на 46,21 %) и страны в целом (46,35 %). Положительным моментом, является то, что в последние годы темпы снижения числа безработных в области превысили средние показатели по округу и стране, и к началу 2014 г. их численность снизилась до 85,3 тыс. чел. (по данным Областного комитета статистики Кемеровской области [58]).
Нельзя сбрасывать со счетов, что в сравнении с достаточно сложным для страны 2000 г. ситуация изменилась незначительно, и это, при том, что в области наблюдается сокращение экономически активного населения (табл. 2.21).
Таблица 2.21
Численность экономически активного населения, тыс. чел.[59]
Регион | 2012/2011 | 2012/2000 | |||||||
Абсолютное отклонение | Темп роста, % | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | ||||||
Российская Федерация | –103 | 99,9 | 103,9 | ||||||
Сибирский федеральный округ | –126 | 98,7 | –265 | 97,4 | |||||
Кемеровская область | –13 | 99,1 | –76 | 94,9 |
К экономически активному населению относятся лица определенного возраста, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными. К безработным по методологии Международной организации труда (МОТ) относятся лица в возрасте, установленном для определения экономически активного населения, которые не имеют работы, но активно ее ищут, хотя и не зарегистрированы в службе занятости. За период 2000–2012 гг. численность экономически активного населения в области снизилась на 76 тыс. чел. (на 5,15 %), в том числе за 2011–2012 гг. – на 13 тыс. чел. (на 0,92 %). По данным Областного комитета статистики Кемеровской области к началу 2014 г. численность экономически активного населения возросла на 22,7 тыс. чел. (на 1,62 %) и составила 1423,7 тыс. чел[60].
Одним из существенных негативных факторов безработицы является то, что безработица в России является достаточно «молодой» – более 38 % безработные в возрасте 20–29 лет, средний возраст безработных составляет 35,1 года (табл. 2.22–2.23).
Таблица 2.22
Состав безработных по возрастным группам в 2011г., %[61]
Регион | в возрасте, лет | ||||||
до 20 | 20–29 | 30–39 | 40–49 | 50–59 | 60 – 72 | Средний возраст, лет | |
Российская Федерация | 5,7 | 36,4 | 21,3 | 18,4 | 16,0 | 2,2 | 35,3 |
Сибирский федеральный округ | 5,2 | 35,7 | 24,2 | 16,8 | 16,0 | 2,1 | 35,2 |
Кемеровская область | 5,8 | 38,3 | 22,6 | 15,7 | 16,1 | 1,5 | 34,4 |
Таблица 2.23
Состав безработных по возрастным группам в 2012г., %[62]
Регион | в возрасте, лет | ||||||
до 20 | 20–29 | 30–39 | 40–49 | 50–59 | 60 – 72 | Средний возраст, лет | |
Российская Федерация | 4,8 | 38,3 | 21,9 | 17,0 | 15,7 | 2,3 | 35,1 |
Сибирский федеральный округ | 4,5 | 36,3 | 24,5 | 17,1 | 15,4 | 2,2 | 35,3 |
Кемеровская область | 4,9 | 38,3 | 23,9 | 16,5 | 14,2 | 2,2 | 34,6 |
По данным Кемеровской области складывается аналогичная ситуация: 38,3 % безработных – это лица в возрасте 20–29 лет. На втором месте в составе безработных – лица в возрасте 30-39 лет (23,9 %, что выше данных 2011 г. на 1,3 %). В целом на долю наиболее трудоспособных молодых лиц приходится более 62 % безработных. Эта ситуация повлекла за собой то, что средний возраст безработных в регионе составил 34,6 года, что ниже среднероссийского значения на 0,5 года и ниже значения Сибирского федерального округа на 0,7 года
Рассматривая половую структуру безработных, следует отметить, преобладание мужчин (табл. 2.24).
Таблица 2.20
Состав безработных по полу в 2012 г., %[63]
Регион | в том числе | |
мужчины | женщины | |
Российская Федерация | 54,5 | 45,5 |
Сибирский федеральный округ | 56,6 | 43,4 |
Кемеровская область | 51,3 | 48,7 |
Состав безработных по уровню образования, представленный в табл. 2.25–2.26, свидетельствует о том, что наибольший удельный вес безработных приходится на лиц, имеющих начальное профессиональное и среднее (полное) общее образование.
Таблица 2.25
Состав безработных по уровню образования по данным 2011г., %[64]
Регион | высшее профессиональное | среднее профессиональное | начальное профессиональное | среднее (полное) общее | основное общее | не имеют основного общего |
Российская Федерация | 15,6 | 20,4 | 19,9 | 32,2 | 10,7 | 1,2 |
Сибирский федеральный округ | 12,9 | 19,3 | 21,2 | 31,2 | 14,0 | 1,4 |
Кемеровская область | 12,7 | 17,9 | 23,7 | 28,4 | 15,7 | 1,6 |
Таблица 2.26
Состав безработных по уровню образования по данным 2012 г., %[65]
Регион | высшее профессиональное | среднее профессиональное | начальное профессиональное | среднее (полное) общее | основное общее | не имеют основного общего |
Российская Федерация | 16,4 | 19,3 | 20,3 | 32,8 | 10,1 | 1,1 |
Сибирский федеральный округ | 13,7 | 17,8 | 20,8 | 32,3 | 13,9 | 1,5 |
Кемеровская область | 13,6 | 17,7 | 25,3 | 27,4 | 14,1 | 1,9 |
Показателем, характеризующим ситуацию в сфере безработицы, является уровень безработицы, показывающий процентное отношение числа безработных к общей численности трудоспособного населения. Уровень безработицы рассчитывается как отношение количества безработных ко всему трудоспособному населению. Динамика данного показателя по регионам страны представлена в табл. 2.27.
Таблица 2.27
Уровень безработицы, %[66]
Регион | |||||
Российская Федерация | 10,6 | 8,3 | 7,3 | 6,5 | 5,5 |
Сибирский федеральный округ | 12,8 | 10,5 | 8,7 | 8,1 | 7,1 |
Кемеровская область | 10,6 | 9,7 | 8,9 | 8,1 | 7,1 |
Данные таблицы 2.27 свидетельствуют о том, что уровень безработицы в области в последние годы соответствует данным аналогичного показателя по Сибирскому федеральному округу, но значительно превышает среднероссийское значение.
Но по данным областного комитета статистики Кемеровской области за сентябрь – ноябрь 2013 г. уровень безработицы снизился и составил среди мужчин – 5,6 %, среди женщин - 5,5 %[67].
Вместе с тем постоянно существует опасность увеличения безработицы. Задачи, стоящие перед реальным сектором экономики по повышению его конкурентоспособности, в том числе и по снижению издержек производства, потребуют существенного повышения производительности труда, что может вызвать массовое высвобождение работников. Угроза безработицы продолжает оставаться достаточной реальной.