«Воронка» плавно перетекает в формулировку противоречия, которое понимается как рассогласование между желаемым и реальным результатом.
Используются слова – переходы (вместе с тем, несмотря на то, что…, в науке отработано…, однако, наряду, анализ литературы и практики позволяет утверждать, что …и т.д.).
Противоречие – это только одно предложение.
Формулировка проблемы исследования
Из второй части противоречия вытекает проблема, которая формулируется в одном из двух вариантов:
а) проблема ориентируется на недостаток;
б) проблема ориентирована на позитив.
Термин «проблема» в работе может повторяться, но каждый раз студент должен иметь в виду только ту проблему, которая вытекла из противоречия.
Нельзя употреблять слово «проблема» в бытовом значении (например: «Проблема в недостатке литературы»).
Формулировка цели
От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать методику).
Требования:
а) цель напрямую связана с темой;
б) цель формулируется в форме глагола в отличие от темы (тема формулируется в форме существительного);
в) цель показывает в самом общем виде какой результат предполагается достичь в ходе исследования.
Часто цель представляет собой обобщённую формулировку задач.
Формулировка объекта
Требования:
а) объект формулируется в виде процесса,
б) объект всегда противостоит познающему субъекту, то есть не зависит от него.
Формулировка предмета исследования
Требования:
а) желателен плавный переход от объекта к предмету;
б) предмет всегда является частью объекта;
в) предмет может совпадать с темой исследования и представлять несколько адаптированный её вариант.
Формулировка гипотезы
Гипотеза – это предположение, которое напрямую связано с группой задач.
Существует 2 способа постановки гипотезы:
а) гипотеза по формуле: если (задачи), то (цель),
б) гипотеза формулируется дедуктивным путем. Например, цель будет достигнута при условии (задачи).
Гипотеза в процессе исследования проходит 3 стадии:
§ предварительная формулировка;
§ рабочая формулировка;
§ окончательная формулировка.