На современном этапе развития бухгалтерского учета в его структуре выделяют 2 составные части:
1. Финансовый учет (бухгалтерский).
2. Управленческий учет.
В системе управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия бухгалтерский учет выполняет следующие функции:
- Информационная – система сбора и обработки финансовой информации о хозяйственных процессах определенного предприятия.
- Контрольная – в процессе сбора и регистрации информации о хозяйственной деятельности в системе бухгалтерского учета одновременно производится контроль законности совершенных операций и их документального оформления.
Существует 3 вида контроля:
- Предварительный - производится до начала совершения хозяйственной операции.
- Текущий – производится в момент совершения.
- Последующий – производится после совершения хозяйственной операции.
- Плановая – осуществляется на основе информации используемой в системе бухгалтерского учета.
- Аналитическая – состоит в том, что в системе бухгалтерского учета информация формируется по каждому объекту бухгалтерского учета и характеризует его наличие движение.
Основных пользователей информации бухгалтерского учета можно разделить на 2 группы:
1. Внутренние – руководители, работники предприятия, собственники.
2. Внешние – инвесторы, кредиторы, заказчики и т.д.
Основной целью бухгалтерского учета является формирование данных о финансовом состоянии, финансовых результатах деятельности организации всем заинтересованным пользователям для принятия решений.
Основными задачами бухгалтерского учета, согласно статье 1 ФЗ 129 являются:
1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, её имущественном положении для внутренних и внешних пользователей.
2. Обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций.
3. Предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации.
Учет совершаемых хозяйственных операций можно разделить на 4 этапа:
На первом этапе производится регистрация хозяйственных операций в первичном документе.
На втором этапе производится систематизация и группировка информации, содержащейся в первичных документах, в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.
На третьем этапе составляются бухгалтерская (финансовая) отчетность на основе данных бухгалтерского учета.
На четвертом этапе учетная информация используется для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.