Душевное состояние требующего знания во время требования знаний

Требующие знания бывают разные. Во-первых они различаются относительно того, насколько у каждого есть желание узнать о том, что он слышит. Также они различаются со стороны подготовки, у них разные желания и разная подготовка. Желания бывают разные:
1 - Кто-то присутствует и слушает знания для того, чтобы приобрести их и таковых большинство, хвала Аллаху.
2 - Кто-то требует знания для того, чтобы дать оценку преподавателю и узнать насколько он разбирается в той или иной науке, или узнать как он подготовлен тому или иному знанию.
3 - И из них есть такие, кто приходит на занятие один раз и пропускает занятия десять раз.
Мы видим, что у людей бывают разные намерения и нас волнует тот, кто приходит ради знаний, желая (получить) эти знания. И когда требующий знания приходит для того, чтобы получить пользу, то его душевное состояние должно быть определенным образом подготовленно, и также подготовленным должно быть состояние его разума.
Ты должен изучать эти знания для того, чтобы избавиться от невежества, это и есть искреннее намерение в знаниях. Ведь, требование знаний является поклонением, и искренность в нем является обязательным. Искренность в знаниях (означает) получать их с намерением избавиться от невежества. Однажды Имама Ахмада спросили: «Каким должно быть намерение в требовании знаний?»
Он ответил: «Человек должен иметь намерение избавиться от невежества".
И если кроме этого намерения у него будет желание преподнести это знание кому-то другому, или призывать других к этим знаниям, или писать книги и что-то подобное, то это все является праведным намерением и искренность в этом основывается на двух вещах:
Первое: Должно быть намерение избавиться от невежества.
Второе: Намерение избавить от невежества других людей.
Если же у него нет таких намерений, то это не является правильным. И поэтому, если кто-то хочет требовать знания, он должен иметь намерение избавить себя от невежества. И когда он делает такое намерение, необходимо вспомнить, что Всевышний Аллах создал его, Он приказывает и запрещает ему на основе основ, и Он сказал, что Единобожие - это Его право.
Также он должен знать, что Всевышний Аллах приказывает и запрещает то, что является дозволенным и запретным, соответственно. Должен знать то, что человек может совершить что-то запретное в вопросах убеждения или же в вопросах нравов по причине невежества. Самая главная причина ошибок - это невежество, а только затем следуют другие причины. И поэтому, если человек узнает и избавляет себя от невежества, и узнает что от него хочет Всевышний Аллах, и после этого просит помощи у Всевышнего Аллаха, чтобы Аллах помог ему исполнять то, что требует от него шари‘ат, то это очень хорошее душевное состояние.
Также, очень важным является и второй вопрос, связанный с душевным состоянием. Его душевное состояние должно быть таким, чтобы он доверял тому, кто ему преподает. У него должен быть такой душевный настрой, чтобы он основывался на том, что тот, кто тебе преподает – преподает правильные знания. Если же человек заходит на урок и у него такое убеждение, что учитель преподает ему неправильные знания или то, что знания его учителя являются как хорошими, так и плохими и так далее, и другие причины, которые ослабляют его знания, то он не возьмет пользу от этого учителя. Ведь, когда он придет на урок слушать учителя, то будет слушать не как берущий пользу, а как ищущий ошибку. И поэтому, когда учитель будет говорить о том или ином предложении, он начнет думать ошибся ли учитель или нет? Это лишает человека знаний. И если студент слышит что-то непонятное или он слышал раньше то, что противоречит тому, что говорит учитель, то он должен записать это в листочек или тетрадь, которая у него имеется и не думать об этом и внимательно слушать знания, (о которых рассказывает учитель). А затем после того, как закончится урок, он возвращается в этот день и сам ищет этот вопрос или спросит об этом учителя.
Не является обязательным, чтобы преподаватель был специалистом в том или ином вопросе. И также не является условием, чтобы то, что говорит учитель являлось всегда правильным, так как у него может быть свой подход к тем или иным вопросам, или же он может придерживаться того мнения, которое противоречит общеизвестному мнению, (из-за того, что у него есть довод). Или же он подошел к этому вопросу не тем образом, каким надо было подойти и ошибся в нем. Однако очень важно, чтобы было засвидетельствовано о том, кто тебе преподает, что он достоин этого дела. И если он знает то, о чем говорит и знает то, что говорят люди в этом вопросе, и преподает эти знания, то это не исключает то, что он может подойти небрежно к тому или иному вопросу или ошибиться в том или ином вопросе. Он может ошибиться один раз или же может ошибиться в правильном понимании того или иного вопроса. Это не удивительно, так как учитель является всего лишь человеком, а люди ошибаются. И поэтому является очень важным, чтобы ты брал знания у того, кому ты доверяешь и чтобы твое душевное состояние не было противоречащим ему. Ведь неправильное душевное состояние лишает человека многих знаний, так как, когда он берет знания, у него постоянно возникают какие-то вопросы и недопонимания. И поэтому, когда кто-то часто задает вопросы во время преподавания уроков, то этот человек неправильно требует знания. Однажды, я присутствовал у известного ученого шейха ‘Абдур-Раззаќа аль-‘Афифи, да помилует его Всевышний Аллах, и кто-то спросил его на уроке о Хадже. Шейх ответил, и кто-то (еще) спросил: «А если будет так-то и так-то?» Он хочет брать знания тем, что задает какие-то другие вопросы, которые не связаны с теми, о которых спросили шейха. Шейх, да помилует его Всевышний Аллах, ему ответил: «Знания, таким образом не берутся, а приобретаются через изучение». И это правильно, потому что когда требующий знания присутствует у ученых и слушает их, то если ему что-то приходит в голову, не следует каждый раз задавать вопрос, как это было, когда с нами присутствовали многие из братьев, и они часто приводили вопросы, проблемы, недопонимания. И это из-за недостатка их знаний. Однако, если бы они потерпели это было бы лучше для них.
Такое душевное состояние плохо действует на разум, на его чистоту и на правильное понимание знаний во время урока. Поэтому, когда мы приходим требовать знания, мы должны приходить с таким душевным состоянием, как будто ничего не знаем. Слушай, слушай, слушай, и если во время урока кто-то услышит то, что ему не понравится или то, что не поймет, то он это запишет, а потом будет искать сам или же спросит об этом учителя. И это относительно того, знаниям которого мы доверяем, поэтому если ему доверились, приходим к нему и берем у него знания на основе того, что мы ему доверяем.

مقدِّمــــــة الشارح


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: