Существуют различные способы психологического влияния в ходе коммуникации: убеждение, внушение, самовыдвижение (самопрезентация), просьба, принуждение, критика (конструктивная и деструктивная), игнорирование, манипулирование и др.
Основными являются убеждение и внушение.
Убеждение - сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее целью изменение их мировоззренческих позиций и решений.
Внушение - сознательное, неаргументированное воздействие на человека или группу, основанное на их некритическом восприятии передаваемой информации, доверии и авторитете к суггестору (передающему информацию). Средствами влияния при внушении выступают личный авторитет суггестора, его уверенное поведение, отчетливая речь, использование условий и обстановки, усиливающих суггестивное воздействие (приглушенное освещение, ритмические звуки, ритуальные прикосновения и др.).
Преодоление коммуникационных барьеров
Значительному повышению эффективности общения способствует преодоление возникающих коммуникационных барьеров.
Основными причинами плохой коммуникации обычно являются:
- недостаточное понимание важности общения;
- неправильная установка сознания;
- плохое построение сообщения;
- слабая память;
- неудачное формирование средств обратной связи.