Пребывая в благе и довольстве, человек должен испрашивать у Аллаха их продолжения и
Увеличения, стремясь выразить Ему свою благодарность, при этом он должен бояться, что при
Недостаточной благодарности Аллах может лишить его этих благ. А в беде и горе он должен просить
У Аллаха избавления от этого и ждать радости разрешения трудностей. Он также должен испрашивать
Награды за проявленную стойкость и терпение, боясь при этом одновременного возникновения двух
Несчастий: того, что его может миновать желанная награда, и что с ним может случится что-либо
Плохое, если он не проявит должного терпения.
Верующий муваххид в любой ситуации обязан пребывать в страхе и надежде, что является его
Долгом и несет пользу, так как посредством этого человек обретает счастье.
Раб Аллаха должен избегать двух вредных качеств: чрезмерного страха, приводящего к отчаянию
В милости Аллаха и Его помощи, а также избытка надежды, ибо это ведет к чувству безопасности от
|
|
Хитрости Аллаха и Его наказания. Если это происходит с человеком, то он теряет те необходимые
Чувства страха и надежды, которые являются одними из важнейших столпов таухида и требований
Веры.
Отчаяние в милости Аллаха и разочарование в Его помощи имеют в своей основе два
порицаемых обстоятельства:
Раб Аллаха позволяет себе чрезмерности, осмеливается совершать прегрешения, упорно
Продолжая их, отваживается на непослушание Аллаху, прекращает стремиться к милости Аллаха,
Совершая деяния, исключающие получение такой милости. В конце концов это становится свойством
Натуры, привычкой, в чем и состоит цель Шайтана. Если человек доходит до такого предела, то
Обрести добро он сможет только искренним покаянием и решительным отказом от прежнего образа
жизни;
Раба Аллаха может охватить сильный страх за совершенные его руками преступления, что
Ослабляет его уверенность в безграничном милосердии Аллаха и возможности прощения. По своему
Невежеству человек полагает, что Аллах не простит его и не ниспошлет ему милость, даже в случае
Его покаяния и раскаяния. Воля человека слабеет, и он теряет надежду на милосердие Аллаха. Это
Относится к недопустимым и вредным проявлениям, являясь следствием недостаточного знания раба
Аллаха о своем Господе и о своих правах, а также следствием малодушия, беспомощности и
Униженности.
Если бы человек знал своего Господа и не предавался лени, то осознал бы, что даже минимальное
Усилие с его стороны связывает его с Господом, обеспечивает Его милость, щедрость и великодушие.