Глава 9 тема: гениями не рождаются. Качества творческой личности

Сайфутдинов А.Ф.

Тема: ГЕНИЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ. Качества творческой личности

Глава 9


СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ............................................................................................................................. 1

К ЧИТАТЕЛЮ.............................................................................................................................. 3

ГЛАВА 1 НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО!.................................................................................... 5

Эксперимент........................................................................................................................... 5

Алмазные этюды: На пороге пути......................................................................................... 5

Секрет творческой жизни....................................................................................................... 6

"Домашние" задачи.............................................................................................................. 10

Без права на ошибку............................................................................................................ 11

ГЛАВА 2 ПРИКЛЮЧЕНИЯ МЫСЛИ........................................................................................... 15

"Разведчики будущего"........................................................................................................ 15

За гранью возможного......................................................................................................... 15

Противник N 1....................................................................................................................... 19

Что такое красота?................................................................................................................ 21

Наука побеждать: принципы разрешения противоречий................................................... 22

1. Разделение противоречивых требований в пространстве......................................... 22

2. Разделение противоречивых требований во времени............................................... 24

3. Разрешение противоречий системными переходами................................................. 25

Алмазные этюды: поиски Цели........................................................................................... 26

ГЛАВА 3 СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ: КРЫЛЬЯ МЕЧТЫ.......................................................... 27

"Ивантозавр меченосный"................................................................................................... 28

Когда разговаривают пушки................................................................................................. 29

Меткий выстрел сэра Артура................................................................................................ 31

Зигзаги судьбы..................................................................................................................... 32

Царь Иван Пестрый.............................................................................................................. 33

Борьба за Мечту................................................................................................................... 34

Морская соль........................................................................................................................ 35

ГЛАВА 4 МАЯК-НЕВИДИМКА................................................................................................... 37

Вижу Цель!............................................................................................................................ 37

Выбор творческой Цели: первые шаги................................................................................ 39

1. Развитие поисковой активности и воображения........................................................ 39

Многообразие интересов.................................................................................................. 42

Сон наяву.............................................................................................................................. 42

3 Возникновение интереса к конкретной области науки или техники............................ 43

Наука побеждать: достижение ИКР....................................................................................... 45

Алмазные этюды: выбор Цели............................................................................................ 48

ГЛАВА 5 СТРЕЛЫ МЕЧТЫ...................................................................................................... 51

Выбор творческой Цели: от хобби к Цели.......................................................................... 51

4. Формирование главного вектора творческого поиска................................................ 51

Самообразование............................................................................................................. 52

Коллектив единомышленников....................................................................................... 54

Учитель............................................................................................................................. 55

5. Формирование творческой Цели................................................................................. 56

Наука побеждать: искусство использовать ресурсы.......................................................... 59

Алмазные этюды: затяжное приключение.......................................................................... 61

ГЛАВА 6 СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ: ПАМЯТЬ ЗЕМЛИ........................................................... 65

Bentosuchus sushkini............................................................................................................ 65

Жизнь в пути......................................................................................................................... 67

Палеонтология как точная наука.......................................................................................... 69

Черная Гоби.......................................................................................................................... 72

Будущее науки...................................................................................................................... 73

Братья по разуму.................................................................................................................. 74

ГЛАВА 7 НА ВОЛНАХ ТВОРЧЕСТВА....................................................................................... 75

Цели-фантомы...................................................................................................................... 75

История открытия атома...................................................................................................... 76

Ставка на... победу!.............................................................................................................. 77

Достижение недостижимого................................................................................................. 80

Метод последовательного приближения к Цели............................................................. 81

Переход в смежную область науки и техники................................................................. 81

Этапы творчества0 (этапы жизни идей)............................................................................... 82

Масса покоя равна нулю...................................................................................................... 84

Волны творчества................................................................................................................ 87

Несвободная свобода........................................................................................................... 88

Время, чтобы делать............................................................................................................ 89

Алмазные этюды: укрощение проволоки............................................................................ 91

ГЛАВА 8 СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ: ЧЕРЕЗ ПРОШЛОЕ К БУДУЩЕМУ..................................... 94

"Прелесть необычайного".................................................................................................... 94

Алмазные россыпи идей...................................................................................................... 95

Живая история...................................................................................................................... 97

В преддверии будущего........................................................................................................ 98

Завещание Эрф Рома........................................................................................................... 99

"Печаль моя светла..."........................................................................................................ 101

За порогом будущего.......................................................................................................... 102

ГЛАВА 9 СЛАГАЕМЫЕ ТАЛАНТА........................................................................................... 103

Поисковая активность........................................................................................................ 104

Стремление к осмысленному творчеству и верность....................................................... 105

выбранной творческой Цели............................................................................................. 105

Творческое мышление....................................................................................................... 106

Работоспособность............................................................................................................. 108

"Умение держать удар"....................................................................................................... 110

Высокая нравственность.................................................................................................... 112

Наука побеждать: задачи с двумя неизвестными............................................................. 113

Алмазные этюды: взгляд за горизонт............................................................................... 115

Стратегия открытия таланта............................................................................................... 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................... 120

Приложение 1 Система Целей творческой личности............................................................. 120

Приложение 2 Несколько упражнений по развитию творческого мышления...................... 124

Упражнение "Хорошо-плохо".............................................................................................. 124

Упражнение "Прогноз противоречий"................................................................................ 125

Упражнение "Робинзон"..................................................................................................... 126

Многоэкранная схема мышления....................................................................................... 126

Приемы фантазирования................................................................................................... 128

Эвроритм............................................................................................................................. 130

Приложение 3 Некоторые дополнительные рекомендации по развитию работоспособности 132

Рациональное планирование............................................................................................. 132

Организация личного информационного фонда............................................................... 133

Приложение 4 Литература по теории решения изобретательских задач.............................. 134


К ЧИТАТЕЛЮ

Талант, гений такими эпитетами награждают творцов наукии техники, добившихся выдающихся успехов в своей области. Акак они появляются? Ф.Гальтон в своей книге "Наследственный гений", изданнойв Нью-Йорке в 1869 году, доказывал: талант это уникальное явление, он передается только по наследству. Гипотеза и в наше время имеет огромное количество сторонников как среди самих творцов науки и техники, так и среди исследователейтворчества. Но... если она верна, то исследования природы таланта и многочисленные книги по творчеству теряют смысл:человеку талантливому они не нужны, а "потомственно бесталанным" ничем не помогут. Да и возникают новые вопросы. Почему в таком случае М.В.Ломоносов потомственный помор стал великим естествоиспытателем, а М.Фарадей сын кузнеца знаменитым физиком? Почему дети, ничем не выделявшиеся среди сверстников способностями и интеллектом, в дальнейшем становились выдающимися творческими личностями. Примером тому могут быть биографии Ч.Дарвина, П.Эрлиха, Г.Селье... Быть может, творческие способности присущи каждому нормальному человеку, и их можно открыть в себе и развить довысокой степени совершенства?! Анализ многих творческих биографий подтверждает это предположение. Перед вами книга об основных этапах становления творческой личности, о творческих качествах и путях их самовоспитания. Главные герои книги талантливые люди, а точнеетворческие личности, их открытия и изобретения. Цель книги изложение методики творческого самовоспитания, созданной на основе анализа многих творческих биографий. В книге обсуждаются пути и методы самовоспитания творческих качеств личности., проблемы правильного выбора первой и/или новой творческой Цели, приводятся конкретные рекомендации, упражнения и задачи. Читатель также может проверить свои силы в решении творческих задач науки и техники, используя приведенные в книгеэлементарные основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), основы которой заложил Г.С.Альтшуллер. В книге рассказывается об одном эксперименте, связанном спрактической работой по развитию творческих качеств личностив детском изобретательском клубе "Эврика" (г.Новосибирск). Читать книгу можно по-разному. Первый путь ознакомлениес основными идеями книги, с биографической информацией, синтересными фактами из истории науки и техники. От тех, кто всерьез решит развивать свои творческие качества потребуетсяактивная работа с книгой: вдумчивая и самостоятельная работапо выполнению упражнений и рекомендаций, тщательный самоанализ действий и их результатов, активный поиск своей области творческих интересов с учетом предлагаемых рекомендаций. Такой режим работы потребует неоднократного обращения к книгев течение длительного времени и привлечения различной литературы, в частности, по ТРИЗ. Возможно, читатель, стоящий на пороге выбора жизненного пути, после прочтения этой книги поверит в свои скрытые возможности и решит связать свою судьбу с увлекательным миромтворчества. Что ж, он не пожалеет о своем выборе. Кроме авторских разработок, в книге использованы материалы исследований по творческим качествам личности автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера и инженера И.М.Верткина (Жизненная стратегия творческой личности. В сб.: Как стать еретиком. Петрозаводск: Карелия, 1991), материалы исследований по ТРИЗ Ю.П.Саламатова ("Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Книга для учителя" М.: Просвещение, 1990). Автор выражает глубокую признательность С.Д.Шемелину и В.Н.Полевой, с которыми он в течение многих лет сотрудничал в детском изобретательском клубе "Эврика", а также В.В.Митрофанову (решение исследовательских задач). Особую признательность автор выражает Ю.П.Саламатову. Без его ценных замечаний и советов при подготовке рукописи эта книга вряд ли была бы написана. Исследования по творческим качествам личности находятся вначальной стадии становления. Кроме описываемых в книге,возможны и другие пути решения обсуждаемой проблемы. Следовательно, излагаемый материал нужно воспринимать критически. Автор с благодарностью примет любые замечания, советы и предложения, касающиеся содержания книги, и надеется, что появятся желающие далее развивать и углублять это интересное направление исследований.


Светлой памяти И.А.Ефремова посвящается

ГЛАВА 1 НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО!

Эксперимент

Смотрите, она заваливается на бок!

Если она упадет вниз, мы лишимся установки!

Откройте окно и поправьте ее!

Мы не можем прерывать эксперимент.

Может быть повторить его в другой раз в более удобном месте?..

Другого раза не будет: холодов больше не ожидается. Придется ждать следующей зимы.

Рискнем продолжить!..

За окном на карнизе на высоте третьего этажа подобно знаменитой "падающей" Пизанской башне стояла десятикилограммовая установка. Часть ребят приникла к окну, некоторые нетерпеливо прохаживались, остальные молча сидели.

Зимой на карнизе намело снежный сугроб. Он-то и подвел нас. Следовало предварительно охладить внешний массивный корпус установки. А сейчас под ним медленно таял снег... Если наклон прекратится, то через час-полтора в камере будет достигнуто давление в тысячи атмосфер! Сейчас время для нас измерялось наклоном установки: упадет не упадет. Что перетянет наклон или холод?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: