Упражнение 1.
1. Используйте основной список убеждений клиента.
2. С помощью клиента составьте сопутствующий список аргументов к этим убеждениям.
3. Проведите игровой диспут между рациональными и иррациональными мыслями, в котором клиент занимал бы рациональную позицию, а вы, терапевт, разыгрывали бы иррациональный аргумент.
Варианты:
● Терапевт играет роль человека, который учит клиента заведомо ложным идеям, а клиент в это время спорит как с человеком, так и с его убеждениями.
● Используя технику пустого стула: попросите клиента проиграть обе стороны – иррациональную идею и контраргументы, – приводя доказательства за и против центрального убеждения.
● Помогите клиенту расчленить иррациональные убеждения на их составные части и разыграйте каждую из них, при этом клиент их опровергает. Например, мысль «Я могу потерять контроль над собой и опозориться перед всеми» имеет много компонентов, которые можно проиграть. Терапевт может выступить в роли клиента, который хочет все контролировать или который стыдится, или в роли тревожности клиента, сторонних наблюдателей, которые видят его смущение и т. д., в то время как клиент оспаривает каждый компонент.
|
|
● В большинстве случаев будет лучше, если терапевт смоделирует ролевую игру, прежде чем это попробует клиент.
Техника 2. Практика во внешней среде
Упражнение
1. Перечислите все центральные убеждения клиента, связанные с его проблемой.
2. Обучите его всем аспектам применения скрытого изменения, опровержения, перцептивного сдвига или любых других когнитивных техник для изменения этих убеждений.
3. После того как вы обсудите это с клиентом, придумайте для каждой иррациональной мысли способы проверки эффективности применяемых методов в реальных условиях.
4. Клиент после этого проводит испытания в реальных условиях и фиксирует результаты.