Ответ Творческой Личности



39-а. Основной. Операция
"Соавторы": отстранение изоб­
ретателя от его изобретения;
появление псевдоавторов, при­
сваивающих себе звание перво­
открывателей; зацикливание
истинного автора на доказатель­
стве того, что он — автор. В
дальнейшем этот ход повторяет­
ся всякий раз после очередного
перехода к надцели, ее разра­
ботки и начала признания. Соб­
ственно, он и есть самый вер­
ный симптом начала призна­
ния, приближающейся награды.

39-6. Усиливающий. Попыт­
ка отклонить ТЛ от верного
пути: а) подталкивание к раз­
бросу на другие цели, не связан­
ные с основной жизненной
линией; б) зацикливание на бес­
конечном углублении и уточне­
нии полученных результатов.


39-в. Основной. Не ввязы­
ваться по-крупному в борьбу с
"соавторами", ио по мере сил (с
минимальной затратой времени)
все же необходимо бороться.

39-г. Упреждающий. Знание
закономерности перехода в
надсистему целей, интенсивная
подготовка к этому переходу:
подбор новой информации, по­
иск путей перехода, выработка
новых критериев к цели. Со­
ставление плана—программы
достижения новых надцелей
(перехода к новым надцелям).


Примечание к 39-а

Действия "соавторов" возможны разнообразные, например, такие: а) прямое воровство; б) игра в тер­мины — то же самое называют новыми терминами и выдают за свою разработку; в) "добавим ЭВМ": старая конструкция с приставкой ЭВМ — уже новая конструк-


Игра________________________________________________________ 249

ция; г) перетасовка частей, разделов без получения нового качества, — как правило, это приводит к нару­шению логики построения конструкции, но зато дает "новую" конструкцию; д) к старой сути добавляют не­значительное изменение, порой даже ухудшающее сис­тему, и т.д.

Пример к 39-а

"А сколько лет бьется в стену И.Волков со своими "твор­ческими книжками" школьника? А Софья Лысенкова, у которой "нет неуспевающих" малышей, сколько бед претерпела? Вот-вот уйдет на пенсию, и до свидания, могучая и добрая ее методика.

Впрочем, нет... Если уйдет, тогда засядут изучать ее молодые аспиранты. Вот здесь какой-то секрет скрыт. Здесь виден меха­низм этой вечной борьбы. Спящий лев не страшен. Уйдите только с глаз долой, новаторы и энтузиасты, а мы быстренько изучим вас и даже прославим. Честное слово, иной раз вздох­нешь с сожалением(!), что Щетинин и Шаталов не "перек­валифицировались в управдомы". А то бы наша школа давно продвинулась с помощью их открытий по пути доброты и уважения к ребенку.

Поразительно точно (хотя и нечаянно) сформулировали этот механизм участники передачи "12-й этаж". Директор издатель­ства "Просвещение" Д.Зуев, возражая защитникам Щетинина, схватил со стола книжку "Школа смотрит в будущее" и закричал (чтобы перекрыть голоса "лестницы" и учителей): "Да вот он, весь опыт белгородских школ, где начинал Щетинин, в этой книжке! Мы же издали ее!" И немедленно с галерки раздался вопрос: "А имя Щетинина там названо?" Директор ответил: "Нет..." Публика засмеялась. Она-то знает, как "общипали" по перышкам Шаталова тоже (в редакции скопилась уже биб­лиотечка брошюр, где излагаются отдельные приемы и методы Шаталова без ссылки на него)..."

О Чучело ласточки // Лит. газ. 1986. 11 июня. С.12.



Как стать гением


МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ


"ЖУЛИКИЗАЦИЯ" ЦЕЛИ


ТОЛЬКО ЗАКОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ



ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ


ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ



40-а. Основной. "Жулики-
зация" цели: появление людей
("котов-эксплуататоров"), пы­
тающихся с помощью незакон­
ных махинаций выжать из ре­
зультатов прибыль (незаконное
внедрение) и порочащих своими
действиями саму цель. В даль­
нейшем этот ход повторяется
при надсистемных переходах.

40-6. Усиливающий. Попыт­
ка втянуть ТЛ в незаконный
бизнес (в любой незаконный
бизнес, не обязательно связан­
ный с ДЦ): человека к этому
толкают выработавшиеся амби­
ции и традиционное отсутствие
денег.


40-в. Основной. Действия только в рамках закона. Полу­ченные результаты не должны становиться источником су­ществования — свободная про­фессия.


Примечание к 40-в

Ход этот на первый взгляд может показаться абсурд­ным: человек 24 часа в сутки старается тратить на достижение ДЦ; несмотря ни на что, ему это удается, и вот наконец движение к Цели начинает приносить ди­виденды. Отказаться? По меньшей мере неразумно: все равно появится кто-то, кто начнет на этом делать день­ги, так почему же не ТЛ? Ведь это будет совмещением заработка с продвижением к ДЦ...

Как только человек начинает требовать от Цели прокормления себя, ничто уже не может гарантировать


Игра________________________________________________________ 251

свободную (в зависимости только от требований самой Цели) и нехалтурную, неконъюнктурную работу. Чело­век перестает быть единоличным хозяином разработки, и Работа превращается в работу, а Цель — в цель.

Разумеется, это не означает, что ТЛ обязана отка­зываться от гонораров, от получения причитающихся законных выплат за эксплуатацию идей. Наоборот, по­пуляризация Цели — один из главных источников зара­ботка ТЛ (так, Амундсен, например, зарабатывал на жизнь, расплачивался с долгами за экспедиции чтением лекций об экспедициях, написанием книг о своих путе­шествиях). Главное — нельзя превращать получение дивидендов от продвижения к Цели в профессию. Про­фессия должна оставаться все время одной — Разра­ботчик, Исследователь, Мыслитель.

Пример к 40-в

"Следует заметить, что некоторая неловкость, которую Эйн­штейн чувствовал, получая жалованье за чисто научную работу, имела, быть может, неосознанное, но глубокое основание. Он всегда хотел в качестве источника средств к существованию иметь какое-то занятие, не совпадающее с основной исследова­тельской деятельностью. Пример Спинозы — гранильщика ал­мазов — был для него весьма привлекательным. На худой конец он предпочел бы получать деньги как профессор, а исследо­ваниями заниматься в свободное время, никому, кроме него, не принадлежащее. В этом выражалась тяга к независимости".

О Кузнецов Б.Г. Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие. М.: Наука, 1972. С.239.

Пример к 40-в

Из интервью с Э.Хемингуэем: "Говорят, что писатель должен начинать с газет и дешевых бульварных изданий..." — "Абсо­лютно неверно! Не верьте этой ерунде! Если ты хочешь стать писателем, зарабатывай деньги журналистикой или любым иным способом. Но никогда не рассчитывай на литературу в качестве заработка на жизнь. Если ты начнешь писать всякий вздор для бульварных журнальчиков, то в результате можно никогда не научиться писать что-нибудь дельное".

О Хемингуэй Э. Писательство — тяжкий труд // Книжн. обозрение. 1987. N18. С.З.



Как стать гением



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: