□ 39-а. Основной. Операция
"Соавторы": отстранение изоб
ретателя от его изобретения;
появление псевдоавторов, при
сваивающих себе звание перво
открывателей; зацикливание
истинного автора на доказатель
стве того, что он — автор. В
дальнейшем этот ход повторяет
ся всякий раз после очередного
перехода к надцели, ее разра
ботки и начала признания. Соб
ственно, он и есть самый вер
ный симптом начала призна
ния, приближающейся награды.
□ 39-6. Усиливающий. Попыт
ка отклонить ТЛ от верного
пути: а) подталкивание к раз
бросу на другие цели, не связан
ные с основной жизненной
линией; б) зацикливание на бес
конечном углублении и уточне
нии полученных результатов.
■ 39-в. Основной. Не ввязы
ваться по-крупному в борьбу с
"соавторами", ио по мере сил (с
минимальной затратой времени)
все же необходимо бороться.
■ 39-г. Упреждающий. Знание
закономерности перехода в
надсистему целей, интенсивная
подготовка к этому переходу:
подбор новой информации, по
иск путей перехода, выработка
новых критериев к цели. Со
ставление плана—программы
достижения новых надцелей
(перехода к новым надцелям).
|
|
Примечание к 39-а
Действия "соавторов" возможны разнообразные, например, такие: а) прямое воровство; б) игра в термины — то же самое называют новыми терминами и выдают за свою разработку; в) "добавим ЭВМ": старая конструкция с приставкой ЭВМ — уже новая конструк-
Игра________________________________________________________ 249
ция; г) перетасовка частей, разделов без получения нового качества, — как правило, это приводит к нарушению логики построения конструкции, но зато дает "новую" конструкцию; д) к старой сути добавляют незначительное изменение, порой даже ухудшающее систему, и т.д.
Пример к 39-а
"А сколько лет бьется в стену И.Волков со своими "творческими книжками" школьника? А Софья Лысенкова, у которой "нет неуспевающих" малышей, сколько бед претерпела? Вот-вот уйдет на пенсию, и до свидания, могучая и добрая ее методика.
Впрочем, нет... Если уйдет, тогда засядут изучать ее молодые аспиранты. Вот здесь какой-то секрет скрыт. Здесь виден механизм этой вечной борьбы. Спящий лев не страшен. Уйдите только с глаз долой, новаторы и энтузиасты, а мы быстренько изучим вас и даже прославим. Честное слово, иной раз вздохнешь с сожалением(!), что Щетинин и Шаталов не "переквалифицировались в управдомы". А то бы наша школа давно продвинулась с помощью их открытий по пути доброты и уважения к ребенку.
Поразительно точно (хотя и нечаянно) сформулировали этот механизм участники передачи "12-й этаж". Директор издательства "Просвещение" Д.Зуев, возражая защитникам Щетинина, схватил со стола книжку "Школа смотрит в будущее" и закричал (чтобы перекрыть голоса "лестницы" и учителей): "Да вот он, весь опыт белгородских школ, где начинал Щетинин, в этой книжке! Мы же издали ее!" И немедленно с галерки раздался вопрос: "А имя Щетинина там названо?" Директор ответил: "Нет..." Публика засмеялась. Она-то знает, как "общипали" по перышкам Шаталова тоже (в редакции скопилась уже библиотечка брошюр, где излагаются отдельные приемы и методы Шаталова без ссылки на него)..."
|
|
О Чучело ласточки // Лит. газ. 1986. 11 июня. С.12.
Как стать гением
МИТТЕЛЬШПИЛЬ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ
"ЖУЛИКИЗАЦИЯ" ЦЕЛИ
ТОЛЬКО ЗАКОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ХОД ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ОТВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
□ 40-а. Основной. "Жулики-
зация" цели: появление людей
("котов-эксплуататоров"), пы
тающихся с помощью незакон
ных махинаций выжать из ре
зультатов прибыль (незаконное
внедрение) и порочащих своими
действиями саму цель. В даль
нейшем этот ход повторяется
при надсистемных переходах.
□ 40-6. Усиливающий. Попыт
ка втянуть ТЛ в незаконный
бизнес (в любой незаконный
бизнес, не обязательно связан
ный с ДЦ): человека к этому
толкают выработавшиеся амби
ции и традиционное отсутствие
денег.
■ 40-в. Основной. Действия только в рамках закона. Полученные результаты не должны становиться источником существования — свободная профессия.
Примечание к 40-в
Ход этот на первый взгляд может показаться абсурдным: человек 24 часа в сутки старается тратить на достижение ДЦ; несмотря ни на что, ему это удается, и вот наконец движение к Цели начинает приносить дивиденды. Отказаться? По меньшей мере неразумно: все равно появится кто-то, кто начнет на этом делать деньги, так почему же не ТЛ? Ведь это будет совмещением заработка с продвижением к ДЦ...
Как только человек начинает требовать от Цели прокормления себя, ничто уже не может гарантировать
Игра________________________________________________________ 251
свободную (в зависимости только от требований самой Цели) и нехалтурную, неконъюнктурную работу. Человек перестает быть единоличным хозяином разработки, и Работа превращается в работу, а Цель — в цель.
Разумеется, это не означает, что ТЛ обязана отказываться от гонораров, от получения причитающихся законных выплат за эксплуатацию идей. Наоборот, популяризация Цели — один из главных источников заработка ТЛ (так, Амундсен, например, зарабатывал на жизнь, расплачивался с долгами за экспедиции чтением лекций об экспедициях, написанием книг о своих путешествиях). Главное — нельзя превращать получение дивидендов от продвижения к Цели в профессию. Профессия должна оставаться все время одной — Разработчик, Исследователь, Мыслитель.
Пример к 40-в
"Следует заметить, что некоторая неловкость, которую Эйнштейн чувствовал, получая жалованье за чисто научную работу, имела, быть может, неосознанное, но глубокое основание. Он всегда хотел в качестве источника средств к существованию иметь какое-то занятие, не совпадающее с основной исследовательской деятельностью. Пример Спинозы — гранильщика алмазов — был для него весьма привлекательным. На худой конец он предпочел бы получать деньги как профессор, а исследованиями заниматься в свободное время, никому, кроме него, не принадлежащее. В этом выражалась тяга к независимости".
О Кузнецов Б.Г. Эйнштейн: жизнь, смерть, бессмертие. М.: Наука, 1972. С.239.
Пример к 40-в
Из интервью с Э.Хемингуэем: "Говорят, что писатель должен начинать с газет и дешевых бульварных изданий..." — "Абсолютно неверно! Не верьте этой ерунде! Если ты хочешь стать писателем, зарабатывай деньги журналистикой или любым иным способом. Но никогда не рассчитывай на литературу в качестве заработка на жизнь. Если ты начнешь писать всякий вздор для бульварных журнальчиков, то в результате можно никогда не научиться писать что-нибудь дельное".
|
|
О Хемингуэй Э. Писательство — тяжкий труд // Книжн. обозрение. 1987. N18. С.З.
Как стать гением