Стоимость жизни в 1933 — 1937 годах

Берлин, 14 мая 1937 года. Впервые за значительный период институт рыночного анализа рассмотрел сложившиеся цены и стоимость жизни в нынешней Германии. Еще несколько недель тому назад утверждалось, что стоимость жизни за четыре года национал-социалистского правления поднялась всего на 3,4%. Данные же института свидетельствуют о росте в 7,2%. При проведении анализа были использованы сведения о расходах на жизнь средней рабочей семьи, но они лишь относительно верны по отношению ко всему населению, так как для категорий людей с небольшими доходами предусмотрены определенные льготы.

На продукты питания цены возросли на 11,5% с 1933 года. По сравнению с довоенным уровнем цены поднялись на 22,3%, а исходя из уровня 1929 года — на все 23,4%. На одежду цены прыгнули на 17,5% по сравнению с 1933 годом и на 24,5% по сравнению с 1914 годом. По сравнению же с 1929 годом рост цен составил 28%.

Прочие товары стали дороже на 41,9% по сравнению с 1914 годом и на 0,2% выше, чем 'четыре года назад. По сравнению же с 1929 годом снижение произошло на 17,6%.

Истинный рост цен по сравнению с 1933 годом гораздо выше официальных данных. Так, стоимость масла возросла на 35%, маргарина — на 44%, яиц — на 31%, картофеля — на 22%, мяса — в среднем на 18% (стоимость говядины увеличилась на 18%, свинины — на 11%, тогда как телятины и баранины — на 40 и 41% соответственно). Молочные продукты подорожали в среднем на 15%, горох — на 52%, а остальные бобовые — на 31%. Злаковые поднялись в цене на 5%, рис — на 7%, сахар — на 2%, овощи — на 2%. Хлеб и мучные изделия, однако, подешевели в среднем на 2%. Вместе с тем на 1% подешевели отопление и электроэнергия, уголь и газ. Цены же на верхнюю одежду, рубашки и обувь поднялись на 24, 17 и 8% соответственно. Предметы гигиены и ухода за телом подешевели на 2% и транспорт — на 3%. Мебель подорожала на 6%, газеты — на 2% и культурные мероприятия — на 1%.

В целом розничные цены резко возросли. Снижение цен на отдельные виды продукции не идут ни в какое сравнение с их ростом в целом. В то же самое время рост цен не означал повышения качества продукции. Можно привести хотя бы один пример: качество хлеба значительно снизилось за счет добавления в него 7% кукурузной муки.

Ухудшение качества продукции заставляло покупателей обращаться за необходимым по более высоким ценам. (Такое положение дел хорошо иллюстрируют цены на мясо.) А это неминуемо вело к реальному повышению стоимости жизни. В текстильном производстве стали широко применяться искусственный шелк и целлюлоза.

В связи с изложенным довольно трудно понять, каким образом институт рыночного анализа оперировал указанными фактами, реально их не учитывая.

(Люксембургер ворт (Слово люксембуржца). 1937. 15 — 16 мая.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: