России и Саратовской области

В постиндустриальном обществе принципиально меняется понятие конкурентоспособности. Конкурентоспособность рассматривается как «способность к привлечению внешних ресурсов для собственного развития и возможность полноправного участия в функционировании рынков»[5]. Вместе с этим меняется и концепция повышения конкурентоспособности. Для стран с высоким уровнем развития на ведущее место выходит не рост производительности, а развитие человеческого потенциала. Экономический рост, технологическое развитие, повышение производительности и др. выступают в постиндустриальном обществе как факторы, обеспечивающие повышение качества жизни. Это требует внесения изменений и в систему целеполагания. В качестве важнейшего показателям эффективности и успешности развития на индустриальной стадии выступает финансовая прибыль, ее максимизация обеспечивает рост факторной и интегральной производительности, которая является базовым принципом повышения конкурентоспособности. Движение к постиндустриальному обществу требует выработки и реализации принципиально новой экономической политики, ориентированной в своей научно-технологической части на достижение технологического превосходства. С этих позиций стратегия импортозамещения в агропродовольственной сфере должна обеспечивать повы­шение конкурентоспособности отечественной продукции через стимулирование технологической модернизации производства, освоение новых конкурентоспо­собных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью.

Для выработки эффективной региональной стратегии повышения конкурентоспособно­сти необходимо четко понимать, на каких факторах конкурентоспособности (естественных или создаваемых) и каких конкурентных преимуществах (первичных или вторичных) она должна основываться (рис.). Естественные факторы (данные от природы и сформировавшиеся в процессе длительного развития территории) являются основой для формирования первичных конкурентных преимуществ. Создаваемые факторы (являющиеся результатом реализации це­ленаправленной политики) – основа для формирования вторичных конкурентных преимуществ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: