Здравое слово о главе третьей

Данная глава является логическим продолжением и завершением предыдущей главы.

Обретение подлинного таухида человеком подразумевает его очищение и освобождение от великого и малого ширка, идейных и словесных нововведений и реальной практической ереси, а также непослушания и грехов. Это достигается совершенством преданности Аллаху в словах, делах и желаниях, полным освобождением от великого ширка, несовместимого с основами таухида, ширка малого, препятствующего его совершенству, а также недопущением любой ереси.

Необходимо исключить любые прегрешения, замутняющие чистоту таухида, препятствующие его совершенству и обретению желаемых результатов.


Человек, достигший таухида путём преисполнения своего сердца верой, убеждённостью в Единственности Аллаха и преданностью Ему, чьи реальные дела подтверждают его полную покорность повелениям Аллаха, который искренне кается пред Аллахом, не омрачив этого ни малейшим прегрешением или непослушанием, попадёт в Рай без отчёта в числе первых и займёт там подобающее место.

Об обретении истинного таухида особенно свидетельствует совершенство набожности, сила упования на Аллаха, когда сердце человека ни при каких обстоятельствах не обращается к творениям, и он не обращается к ним сердцем, не взывает к ним речами, когда всё явное и всё скрытое в человеке, его слова и дела, любовь и ненависть, а также всё его существо устремлены к лику Аллаха, следуя в этом примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

В этом великом деле люди имеют различные степени таухида: «Для каждого будут степени по тому, что он делал...» (Скот, 132). Обретение таухида не достигается благими пожеланиями, намерениями, пустыми, не соответствующими реальности призывами или фальшивой позолотой. Таухид закладывается в глубинах сердец догматами веры, искренностью при исполнении религиозных предписаний, подкреплёнными прекрасной этикой и великими праведными деяниями.

Достигший таухида в таком совершенном виде приобретёт все добродетели, о которых шла речь в предыдущей главе, во всей их полноте. Хотя Аллаху это ведомо лучше.


Глава 4
О НЕОБХОДИМОСТИ БОЯТЬСЯ ШИРКА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Необходимость бояться ширка.

2. Показуха является разновидностью ширка.

3. Она относится к малому ширку.

4. В этом заключается самая страшная опасность для праведников.

5. Близость как Рая, так и Огня.

6. Объединение указания на их близость в одном хадисе.

7. Представший пред Аллахом не приобщающим к Нему ничего и никого попадает в Рай, а представший приобщающим к Нему что-либо или кого-либо попадёт в Огонь, даже если он поклонялся Аллаху больше других.

8. Огромное значение имеет просьба Ибрахима, мир над ним, обращённая к Аллаху, уберечь его и его детей от поклонения идолам.

9. Урок, который извлёк Ибрахим из положения большинства людей, что видно из его слов: «Господь мой! Они ведь ввели в заблуждение многих людей...» (Ибрахим, 36).

10. Толкование в этой главе слов «нет божества, кроме Аллаха» так, как об этом упомянул аль-Бухари.

11. Превосходство того, кто уберёгся от ширка.

Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал: «Поистине, Аллах не прощает приобщения к Нему сотоварищей, но прощает всё, что помимо этого, кому пожелает...» * (Женщины, 48 и 116).

И сказал пророк Ибрахим, мир над ним: «...И отдали меня и моих детей от поклонения идолам!» ** (Ибрахим, 35).

*Из этого аята становится ясно, что ширк является величайшим грехом, потому что Всевышний Аллах сообщил, что Он не прощает его тем, кто не покаялся в нём. Прощение меньших грехов зависит от воли Аллаха, и если Он пожелает, то простит их тому, кто предстанет пред Ним с ними, а если пожелает, то накажет за них. Поэтому раб обязан сильно бояться ширка, значимость которого у Аллаха несравненно велика, ибо это является самой отвратительной и злостной несправедливостью, умалением права Господа миров, подлинным обращением обязанностей пред Ним кому-то другому, приравниванием его к Нему, как сказал об этом Всевышний: «...Но неверные придумывают равных Господу своему» (Скот, 1). Это противоречит цели сотворения, является величайшим противодействием Господу миров, высокомерием пред подчинением и покорностью Ему и пред повиновением Его повелениям, кроме которых для миров нет другого блага. Когда же люди лишатся этого, наступит Воскресение. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Не наступит Час до тех пор, пока не перестанут говорить на Земле: “Аллах! Аллах! (Муслим [148], Ахмад 3/107, аль-Хаким 4/494, Ибн Хиббан [1911]).

Ширк — это уподобление творений Всевышнего Творца Ему Самому и приобщение их к Нему в обладании Божественными качествами — способностью приносить вред и пользу, даровать и лишать, которые требуют обращения мольбы, страха, надежды, упования и иных видов поклонения их обладателю. Кто же обращает поклонение к творениям, тот уподобляет их Творцу, уподобляет того, кто не владеет для себя ни вредом, ни пользой, ни жизнью, ни воскрешением Тому, Кому принадлежит хвала, творения и Царство целиком. К Нему возвращаются все дела, Он владеет добром и происходит только то, что Он пожелает. Никто не воспрепятствует тому, что Он дарует, и никто не одарит того, кому Он воспрепятствует. Никто не удержит Его милость к людям, и никто не возместит её после Него, и Он — Могущественный, Мудрый.


Самым отвратительным же уподоблением является уподобление немощного и бедного Всемогущему и Богатому. Особенностью Божественной природы является абсолютное совершенство Аллаха во всех отношениях, без малейшего недостатка. Это требует обращения всего поклонения только Ему Одному — возвеличивания и благоговения, страха и мольбы, надежды и покаяния, упования и просьбы о помощи, наивысшей любви и наивысшей покорности. Разум, Шариат и врождённая природа человека требуют обращения этого Одному Аллаху и противятся поклонению кому-либо другому. Тот же, кто обратил хоть что-то из этого кому-либо другому, уподобил его Тому, Которому нет подобных, равных и достойных. Это является самым отвратительным и ложным уподоблением. Из-за этих и прочих обстоятельств Всевышний Аллах сообщил, что Он не прощает ширк несмотря на то, что Он предписал для Себя милосердие. Об этом сказал Ибн аль-Каййим.

Если Ибрахим, имам правоверных и возлюбленный Аллаха, мир над ним, боялся ширка, то тогда страх перед ним обязаны испытывать все верующие. Причина этого раскрывается в словах Ибрахима: «Господь мой! Они ведь ввели в заблуждение многих людей...» (Ибрахим, 36).

В одном из хадисов Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Самое страшное, чего я боюсь от вас, так это малый ширк. Когда его спросили, что это такое, он ответил: Показуха. (Достоверный хадис передал Ахмад 5/428 и 429 от Махмуда ибн Лабида, «Шарх ас-Сунна» аль-Багви, «аль-Кабир» ат-Табарани).

Ибн Масуд рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Тот, кто умер, взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадёт в Огонь. (Этот хадис передал аль-Бухари, 8/132, 11/493, и Ахмад 1/462 и 463).

Муслим приводит хадис Джабира о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

Кто предстал пред Аллахом, не приобщая к Нему ничего, попадёт в Рай; а кто предстал пред Ним, приобщая к Нему что-нибудь, попадёт в Огонь. (Муслим, 93).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: