Здравое слово о главе тридцать третьей

Упование на Аллаха является одним из величайших требований таухида и веры. Вера человека крепнет в зависимости от силы его упования на Аллаха, и он обретает истинный таухид. Раб обязан уповать на Аллаха и испрашивать Его помощи во всём, что он стремится сделать или прекратить делать в религиозных и мирских делах.

Истинное упование на Аллаха состоит в следующем: рабу Аллаха следует знать, что любое дело зависит от Аллаха. Если Аллаху угодно, то это свершится, а если Ему не угодно, то этого не произойдёт. Он есть Приносящий пользу и вред, Дарующий и Воспрещающий: нет силы и могущества, кроме как у Него. Осознав это, раб Аллаха всем сердцем полагается на своего Господа в обретении религиозных и мирских благ, а также в отвращении любого


вреда. Человек обязан целиком и полностью полагаться на своего Господа в своём стремлении обрести то, что ему необходимо. Однако при этом человек должен прилагать все свои усилия для создания благоприятных предпосылок для обретения этого.

Когда человек твёрдо усваивает это и целиком полагается на Аллаха, будучи преисполненным уверенности, то это означает, что он уповает на Аллаха истинным образом. Ему будет возвещено о благе, которое Аллах дарует ему, ибо Аллах выполняет обещанное уповающим на Него.

Если же человек полагается на кого-либо, кроме Аллаха, то он является мушриком. Рухнут надежды того, кто уповает не на Аллаха и доверился не Ему.


Глава 34
О СЛОВЕ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Смысл аята 99 из суры «Преграды».

2. Смысл аята 56 из суры «Аль-Хиджр».

3. Напоминание о суровом исходе для тех, кто считает себя в безопасности от хитрости Аллаха.

4. Напоминание о суровом исходе для тех, кто отчаялся в милости Аллаха.

Всевышний Аллах сказал:

«Разве они чувствуют себя в безопасности от хитрости Аллаха? В безопасности от хитрости Аллаха себя чувствуют только люди, потерпевшие убыток!» * (Преграды, 99).

Всевышний сказал также:

«Кто же может отчаяться в милости Господа своего, кроме заблудших?» (Аль-Хиджр, 56).

*Всевышний сказал: «А если бы обитатели поселений уверовали и убоялись Аллаха, Мы открыли бы им блага Неба и Земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобрели! Разве обитатели поселений были уверены, что их не постигнет Наша ярость ночью, когда они спят? Разве же были уверены обитатели поселений, что их не постигнет Наша ярость утром, когда они забавляются? Разве они чувствуют себя в безопасности от хитрости Аллаха? В безопасности от хитрости Аллаха себя чувствуют только люди, потерпевшие убыток!» (Преграды, 96—99).

Некоторые салафы сказали, что хитрость Аллаха заключается в том, что «Аллах обольщает их благами, когда они не повинуются Ему, одаряет их долгой жизнью, а затем взыскивает с них наказанием Могущественного, Могучего».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Если Аллах одарил Своего раба тем, чего он желает в мирской жизни, несмотря на его грехи, то, поистине, это — обольщение. (Ахмад, Ибн Джарир, Ибн Абу Хатим, ат-Табарани в «аль-Кабире», аль-Бейхаки в «Шуаб аль-Иман» от Укбы ибн Амира; достоверный хадис).

Ибн Абу Хатим передал, что Исмаил Рафи‘ сказал: «Чувство безопасности от хитрости Аллаха имеет место, когда раб продолжает совершать грехи, желая прощения Аллаха».

Ибн Аббас рассказывал, что однажды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о смертных грехах, и он ответил:

Это — приобщение к Аллаху равных, потеря надежды на помощь Аллаха и ощущение безопасности от хитрости Аллаха. (Аль-Хейсами 1/104 сказал, что этот хадис передали аль-Баззар и ат-Табарани, а его передатчики хадисов заслуживают доверия).

Ибн Масуд передал так:

«Самые страшные из смертных грехов — это приобщение к Аллаху равных, ощущение безопасности от хитрости Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на помощь от Аллаха». * Это передал Абд ар-Раззак в «Маджму‘ аз-Заваид» аль Хайсами 1/104.

*В хадисе содержится указание на необходимость надежды и страха. Раб, который боится Аллаха, не отчаивается, не теряет надежды и надеется на Его милость. Салафы предпочитали, чтобы страх был крепким в благоденствии, а надежда — при недуге. Это принцип Абу Сулаймана ад-Дарими и других. Он сказал: «Необходимо чтобы сердцем овладевал страх. Если надежда пересиливает страх, то сердце становится порочным. Всевышний сказал: «Поистине, для тех, кто втайне боится своего Господа, — прощение и великая награда» (Власть, 12). Он также сказал: «Они боятся дня, когда перевернутся и сердца, и взоры»


(Свет, 37). Всевышний также сказал: «...и которые подают в милостыню то, что подают, в то время как сердца их трепещут от того, что они к Господу своему возвратятся, — это они стремятся к благам и опередят других на пути к ним» (Верующие, 60—61). Он также сказал: «Разве тот, кто усерден в часы ночи, падая ниц и стоя, остерегается жизни Будущей и надеется на милость своего Господа?..» (Толпы, 9). В этом аяте остережение упоминается перед надеждой [что ещё раз указывает на его необходимость — Ред.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: