Тема: Память
Цель: исследование особенностей памяти
Исследование кратковременной и долговременной памяти, утомляемости, активности внимания.
1) В тетради приготовьте протокол опыта (см. ниже). Подберите для работы свой ряд для запоминания из 10 односложных и двухсложных слов, не связанных по смыслу.
2) Проведите процедуру обследования.
Инструкция «Сейчас я прочту 10 слов, слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?».
После первого воспроизведения следует продолжение инструкции: «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили; все вместе в любом порядке».
Слова для запоминания предъявляются 5 раз и ответы записываются в протокол.
Спустя 40 — 50 минут снова спрашивает у испытуемого эти же слова.
Протокол опыта
Лес | Хлеб | Окно | Стул | Вода | Брат | Конь | Гриб | Игла | Мед | Кол-во слов | |
Через 40-50 мин. |
Интерпретация данных: в норме у взрослых и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов и в последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. При тренированной памяти испытуемый.воспроизводит 9 или 10 слов во втором повторении. Кривая запоминания может указывать и на ослабление активного внимания и выраженную утомляемость. Если испытуемый ко 2 разу воспроизводит 8 или 9, а затем — все меньше и меньше, то это свидетельствует об истощаемости внимания вследствие астении. При сохранной долговременной памяти испытуемый воспроизводит отсроченно 8 и более слов. Нарушения кратковременной памяти связаны со снижением объема запоминания
|
|
Исследование кратковременной зрительной памяти
1. Приготовьте таблицу 3 х 4 клетки и впишите в нее двузначные числа (см. пример).
2. Таблица демонстрируется испытуемому в течение 20 сек.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те числа, которые Вы запомнили»
|
|
Пример таблицы