Понятие субстанции помогает ответить на вопрос, что лежит в основе мира. Субстанция – этонекоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений.
В зависимости от того, сколько субстанций было положено в основу бытия, в Новое время выделялись следующие учения.
1. Монизм Спинозы (есть только одна универсальная субстанция): субстанция– то, что существует само по себе и представляется само по себе (Causa sui – причинность самого себя.). В основе мира лежит одна субстанция – пантеистический Бог, неотделимый от природы и полностью лишенный качеств личности. Единая субстанция в качестве своих атрибутов (неотъемлемых свойств) имеет протяженность и мышление, а потому природа наделяется мышлением, из чего вытекает принцип познаваемости мира. Спинозовский Бог объемлет собой все вещи и явления, которые являются его модусами. Изучая следствия (модусы) можно постичь первопричину всего сущего (Бога).
2. Дуализм Декарта. Мир разделяется на две несвязанных субстанции: духовную (мышление) и материальную (протяженность). Духовная субстанция (душа)неделима, вечна, тождественна мышлению, ее идеи являются врожденными (например, идея Бога, идеи чисел, ряд общих понятий и пр.). Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее производны все материальные вещи. Материальная субстанция определяется принципами механицизма.
|
|
3. Плюрализм Лейбница: учение о множественности субстанций-монад. Монады — это живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет. Монад очень много, они просты, лишены частей, находятся в непрерывном изменении и движении (похоже на атомизм Демокрита). Единство и согласованность монад есть результат богом «предустановленной гармонии». Мир – лучший из возможных миров.
4. С оциальная философия Нового времени
С. ф. Нового времени представляет собойпопытку внерелигиозного объяснения существования государства, механизмов функционирования общества. Здесь особенно заметно творчество таких мыслителей, как Т.Гоббс и Дж. Локк.
Так, Т. Гоббс (англ. философ) создает следующую концепцию, получившую название «теории общественного договора»:
1) естественное состояние людей -«война всех против всех», так как им свойственен эгоизм;
2) в обществе, где нет государственной организации, царят произвол одних и бесправие других;
3) государство возникает в результате общественного договора между людьми путем передачи власти единственному человеку или группе лиц. Государство ограничивает естественное состояние людей (вражду) гражданским правом.
|
|
Дж. Локк – англ. философ, создатель концепции разделения власти на три ветви (исполнительную, судебную, законодательную, которые сдерживают друг друга, не дают возможность подавить интересы общества). Создатель теории прав человека: человек от рождения обладает тремя основными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Эта формула Д. Локка вошла во многие раннебуржуазные конституции (например, первую конституцию Северной Каролины).
Локковская концепция права ставит на первое место уважение и соблюдение гражданской самостоятельности человека, уважение к конституции как мощному оружию социального прогресса. И, таким образом, стиль философского мышления Нового времени привел к выработке прогрессивного юридического мировоззрения.