Учения о научном методе: эмпиризм и рационализм

Характерные черты философии Нового времени.

17 век в Западной Европе связан с интенсивным развитием буржуазных отношений в обществе. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к науке, к значению и целям познавательной деятельности.

Так, в предыдущую эпоху средневековья главные усилия познающего разума направлялись на обоснование существования Бога и доказательство его величия. А уже в Новое время познающий разум и возникающая наука стали восприниматься как полезные инструменты в деле преобразования мира. Лицо эпохи постепенно начинает определять наука, ее авторитет вытесняет на периферию культурного пространства религию. 17- век – начало формирования научного разума, каким он предстает в наши дни. Всю первую половину 17 века церковь преследовала ученых (Дж. Бруно, Ванини и Фонтанье, была запрещена гелиоцентрическая система мира), за отступление от правоверного следования Аристотелю (согласно уставу Оксфордского университета) на учителей и бакалавров налагался штраф и т.п., поэтому эту эпоху невозможно считать временем торжества и полной победы разума, однако это был период нейтрализации и ограничения догматической веры и утверждения возможностей разума.

Основные черты Нового времени таковы:

1. Приоритет гносеологии и методологии, вопросов познания над вопросами о бытии, онтологией.

2. Рационализм – утверждение могущества разума: «Знание – сила» (лозунг Фр. Бэкона, являющийся символом научного познания и сегодня).

3. Ориентация не на религию (как в средние века) или искусство (как в эпоху Возрождения), а на науку, которая должна:

· служить увеличению власти человека над природой;

· быть средством познания причинных связей природных явлений;

· вторгаться в естественный ход развития природы с помощью эксперимента.

Ф.Бэкон:«Целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда все станет для него возможным».

4. Механицизм – редукционистский принцип познания, сводящий все явления окружающего мира к различным формам механического движения, сведение сложного к простым элементам, целого – к сумме частей.

Учения о научном методе: эмпиризм и рационализм

Эмпиризм (от лат. эмпирия – опыт)- представление о приоритете опытного познания в науке.

Первым мыслителем, сделавшим опытное знание основой научного поиска, был Фрэнсис Бэкон. В своей работе «Новый Органон» (здесь прослеживается попытка преодоления Аристотеля с его «Органоном») он дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Наука, по Бэкону, не может служить только целям обоснования Бога, а также быть знанием ради знания. Конечная цель науки- открытия и изобретения с целью принесения пользы человеку: удовлетворение потребностей и улучшение жизни, увеличение власти над природой.

Для того, чтобы наука смогла решать позитивные задачи, необходимо перестроить все здание науки (какой ее застал Бэкон). И начать нужно с критики схоластических методов познания. Ученый- схоласт напоминает, согласно Бэкону, паука, плетущего паутину (когда разум сам из себя плетет “паутину” знаний, не основываясь на чувственном опыте, создавая конгломерат спекуляций). Неверно поступает и тот исследователь, кто подобно муравью, не может обозреть целого за множеством мелких фактов. Настоящий ученый должен уподобиться пчеле, которая облетает множество цветов, собирая нектар, и, обрабатывая его, производит мед. Ученый должен основываться на опыте и затем обрабатывая данные опыта, создавать теории, помогающие обобщить имеющийся опыт и предугадать следующий.

Истинному опытному знанию, согласно Бэкону, мешают «идолы» (призраки) сознания: суеверия, идеи, ценности, традиции, основанные на религии, философии, индивидуальных особенностях и пр. Бэкон говорит об идолах рода (заблуждениях, присущих всему человеческому роду, связанных с ограниченностью ума и органов чувств), идолах пещеры (искажения в восприятии действительности, связанны с субъективностью восприятия - у каждого своя пещера), идолах рынка или площади(связанные с неправильным употреблением слов, при том что в одни и те же слова вкладывают разное содержание и увлекаются словопрениями), идолах театра (связанных с некритическим заимствованием у «авторитетов»).

Итак, познание, согласно Бэкону, есть изображение внешнего мира в сознании человека. Ведущую роль в этом процессе играет опыт. Он состоит из чувственного познания(восприятия внешнего мира), и затем экспериментальной проверки, подтверждения и дополнения.

Главным методом для Бэкона является метод индукции – умозаключение, исходящее из анализа большого числа частных случаев для достижения общего утверждения (умозаключение от частного к общему).

Бэкон предлагает метод таблиц- всего их 5. Таблица присутствия, таблица отстутствия, таблица сравнения, таблица отбрасывания, таблица сбора плодов.

Разновидностью эмпиризма – является сенсуализм (представители Локк, Беркли, Юм). Согласно сенсуалистам, не существует врожденных идей, предшествующих опыту. Ум в момент рождения пуст, всю жизнь он будет отражать только то, что дано ему снаружи, он подобен tabula rasa (чистой доске), на которой обстоятельства и воспитание пишут свои письмена (Локк). Разум комбинирует простые идеи, основанные на чувственных впечатлениях изнутри себя и снаружи (чувство соленого, сладкого, холодного, боли, радости), а в результате создает более сложные вторичные идеи. По Дж. Беркли, существовать – значит быть воспринимаемым.

Рационализм направление, полагающее разум (предшествующий опыту) в качестве основополагающего и абсолютного начала науки, способного обобщать, направлять и контролировать познавательный процесс. Представители рационализма: Р.Декарт, Б.Спиноза, В.Г.Лейбниц. Рационалисты абсолютизировали разум. Опыт представлялся им источником заблуждения. Непосредственный основатель рационализма- известный математик Рене Декарт. Он разработал метод дедукции, согласно которому все познание должно достигаться путем логических выводов, исходящих из определенных, интуитивных и универсальных истин (ясных и четких идей, самоочевидных истин), которые принимаются как основополагающие аксиомы. Декарт был ярым приверженцем математики как науки и считал что все научное познание должно уподобиться математическому.

Познание, согласно Декарту, должно строиться на следующих принципах:

1) Познанию предшествует методическое сомнение, свободный от догм и стереотипов интеллектуальный поиск.

2) Сомнению подвергаются все убеждения, все то, что не доказано.

3) В результате получается положительный остаток, мысль, в которой невозможно усомниться, что-то очень простое и ясное, не требующее доказательств (похожее на аксиому).

4) Из аксиомы потом развертывается весь последующий процесс рассуждения и доказательства.

По Декарту, самой первой аксиомой является следующее: сомнительно все, то есть подвергнуть сомнению можно абсолютно любое знание, несомненным будет являться лишь непосредственный акт сомнения. Содержание мышления не абсолютно, а вот само мышление как процесс абсолютно, если оно происходит. А тот, кто мыслит, тот существует. Поэтому Декарт утверждает формулу:

Cogito ergo sum – «Я мыслю, следовательно, существую».

Итак, сделаем вывод: и эмпиризм и рационализм необходимы как методы научного поиска, применяемые в единстве, так как:

-- существуют недостатки чистой индукции (невозможно перечислить все явления и объекты);

-- более того, чистого эмпиризма не существует: невозможно понаблюдать «ВСЕ», наблюдается всегда какая то выделенная часть действительно, а, значит, наблюдению предпослана какая-либо идея, таким образом, всякий опыт теоретически нагружен, он всегда направляется гипотезой.

Что же касается дедукции и рационализма, взятых в чистом виде, то они без подтверждения опытом не имеют ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: