смотрите, нет ли убеждений, которые разделяют большинство членов.
Посмотрите, не можете ли вы свести эти принципы к нескольким центральным убеждениям.
Как семья привила эти центральные убеждения? Как ее членов поощряли за исполнение этих принципов и как наказывали за неверие в них?
Опишите, в каких поступках семья вашего пациента отличается от других семей из-за своих убеждений? Сравните семейные убеждения с теми, что перечислены в основном списке убеждений пациента. Сколько из них соотносятся между собой? Зависимы ли они, схожи, противоположны или синер-гичны?
Техника 5. «Выживание и убеждения» Упражнение 1
Пересмотрите основной список убеждений пациента. Помогите ему решить, улучшает или ухудшает его способность решать спедифические насущные и социальные проблемы приверженность таким мыслям.
Если убеждение не помогает, помогите ему спланировать стратегию его изменения.
Если когда-то убеждение было полезным, а в настоящее время — нет, помогите пациенту осознать перемену.
Метод 10. «Практические техники» Техника 1. «Ролевые игры» Упражнение 1
Используйте основной список убеждений пациента. С его помощью составьте сопутствующий список аргументов к этим убеждениям.
Проведите игровой диспут между рациональными и иррациональными мыслями, в котором пациент занимал бы рациональную позицию, а вы, терапевт, разыгрывали бы иррациональный аргумент.
Варианты:
• Терапевт играет роль человека, который учит пациента заведомо ложным идеям, а пациент в это время спорит как с человеком, так и с его убеждениями.