Мастерские типа МТО предназначены для выполнения в полевых условиях технического обслуживания и текущего ремонта автомобильной техники. В настоящее время на снабжении Вооруженных Сил РФ состоит мастерская МТО-А-М1 и мастерская МТО-А — дальнейший этап совершенствования мастерских технического обслуживания.
Мастерская МТО-А предназначена для выполнения в полевых условиях технического обслуживания и текущего ремонта армейских автомобилей многоцелевого и народнохозяйственного назначения следующих марок: ГАЗ-53А, ГАЗ-66, УАЗ-4б9, 452, ЛуАЗ-976М, ЗИЛ-157К, 130, 131, Урал-375Д, 377, 4320, МАЗ-500, 5335, КрАЗ-255Б, 257, 260, КамАЗ-4310, 5320.
Технические характеристики мастерских технического обслуживания приведены в табл.1.
Таблица 1
Характеристики МТО
Наименование параметра | Базовые мастерские | ||
МТО-АТ | МТО-АТ-М1 | МТО-А | |
Кузов фургона | КМ-131 (К 131) | ||
Шасси автомобиля | ЗИЛ-131 | ||
Масса мастерской в снаряженном состоянии, кг (с экипажем 3 чел.) | |||
Запас хода по топливу, км | |||
Количество рабочих мест в кузове | |||
Количество перевозимого личного состава, чел | |||
Мощность источника (генератора) электроснабжения мастерских, кВт | |||
Привод источника (генератора) | От двигателя | ||
Грузоподьемность кран-стрелы, кН | |||
Время подготовки кран-стрелы, мин | 3-4 | 5-7 | |
Время на развертывание (свертывание)мастерской силами трех человек, мин | 20-22 | не более |
Наличие в мастерской генератора с приводом от двигателя базового шасси, крана-стрелы, соответствующего оборудования, приборов и инструмента позволяет использовать ее для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей в отрыве от ремонтных средств и источников питания электроэнергией.
|
|
Мастерская должна эксплуатироваться при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 50°С и относительной влажности 98% при температуре плюс 25°С.
Общее устройство и оборудование мастерской МТО-АТ-М1
Мастерская технического обслуживания состоит из следующих основных частей:
- шасси автомобиля ЗИЛ-131 с лебедкой и коробкой отбора мощности;
- унифицированного каркасно-металлического кузова КМ-131 или К-131 бескаркасной конструкции;
- электрооборудования;
- технологического оборудования, приборов, приспособления и инструмента.
В связи с установкой кузова-фургона и монтажом оборудования мастерской в конструкции шасси осуществлены следующие конструктивные изменения:
- к шасси перед радиатором через отверстия крепления буксирных крюков закреплена опора крана-стрелы;
- на переднем бампере устанавливается ролик для вывода троса лебедки и сделаны вырезы для расчалки крана-стрелы;
|
|
- установлено ограждение топливного бака для предохранения от перегрева при работе двигателя шасси на привод генератора;
- осуществлен отбор мощности от двигателя шасси для привода генератора трехфазного переменного тока; установлен регулятор частоты вращения для поддержания постоянной частоты вращения коленчатого вала двигателя шасси при его работе на привод генератора;
- в кабине водителя на щитке приборов установлен переключатель "кабина-кузов" для переключения контрольных ламп датчиков температуры охлаждающей жидкости и давления масла в двигателе;
- изменено место установки запасного колеса (вынесено на заднюю панель кузова-фургона);
- задний номерной знак и задние фонари размещены на специальных кронштейнах;
- багажный ящик заменен на подкузовный ящик (установлен с левой стороны кузова-фургона);
- удлинена выпускная труба глушителя для присоединения съемной отводной выпускной трубы.
Кузов-фургон предназначен для размещения оборудования, инструмента и другого имущества мастерской, для исполнения работ, а также для отдыха личного состава мастерской (рис.1).
Для обеспечения нормальных условий работы личного состава, оборудования и приборов кузов-фургон снабжен отопительно-вентиляционной и фильтро-вентиляционной установками. Электрооборудование мастерской рассчитано на питание:
- от генератора трехфазного переменного тока напряжением 400 В, установленного в мастерской;
- от передвижных электростанций с генераторами трехфазного переменного тока напряжением 400 в;
- от электрических сетей трехфазного переменного тока напряжением 380 В.
Электрооборудование включает в себя:
- силовую цепь трехфазного переменного тока частотой 50 Гц, напряжением 380 В, служащую для питания трансформатора, сварочно-зарядной установки, прибора для проверки свечей, электрических сверлильных и шлифовальных машин, гайковерта и электрических ручных ножниц; цепь переменного тока частотой 50 Гц напряжением 12 В; источником электроэнергии являются понижающие трансформаторы, установленные в щите с автоматической защитой; приемниками являются лампы освещения кузова-фургона;
- цепи постоянного тока напряжением 12 В; источником электроэнергии является блок питания кузова-фургона, расположенный на задней панели, аккумуляторная батарея в правом подкузовном ящике; приемниками электроэнергии являются отопительно-вентиляционная и фильтро-вентиляционная установки кузова фургона и дежурное освещение;
- трансформатор 220/42 В предназначен для подключения электрических паяльников с номинальным напряжением 42 В.
Технологическое оборудование, приборы, приспособления и инструмент включает:
- грузоподъемное оборудование;
- оборудование, приборы и инструмент общего назначения;
- основное оборудование специального назначения;
- вспомогательное и дополнительное оборудование специального назначения.
Грузоподъемное оборудование.
В состав оборудования входят:
- кран-стрела грузоподъемностью 2 т, комплект захватов для агрегатов, приспособленных для снятия и установки сварочного преобразователя, захват для двигателей ГАЗ и ЗИЛ, домкрат гидравлический грузоподъемностью 12 тонн.
Оборудование, приборы и инструмент общего назначения:
- оборудование сварочно-зарядное, в состав которого входят:
- установка сварочно-зарядная типа УДЗ-103У2, комплект аккумуляторщика модели Э-412;
- регулятор частоты вращения; - оборудование, приспособления и инструмент для проведения разборочно-сборочных и слесарных работ: гайковерт мод. ИЭ-3115, ИЭ-5405, машина ручная сверлильная мод. ИЭ-1023;
- комплект медницко-жестяницкого оборудования;
- комплект инструмента столяра;
|
|
- комплект инструмента шорника;
- приборы и инструмент для покрасочных работ;
- комплект режущего инструмента (сверла, метчики, плашки и др.);
- измерительные приборы и инструмент;
- аптечка для ремонта деталей эпоксидными смолами ПУ-186 М и др. оборудование.
Основное оборудование специального назначения:
- оборудование для диагностики и ремонта цилиндро-поршне-вой группы автомобильных двигателей: автостетоскоп, компрессо-метры для карбюраторных двигателей мод. ЦАКТБ-К187, для дизельных двигателей — мод. 628;
- оборудование для проверки, ремонта и регулировки электрооборудования: автотестер мод. К484, прибор для проверки свечей Э-203П, прибор для чистки свечей Э-203 О;
- оборудование и инструмент для обслуживания и ремонта автомобильных шин: комплект монтажного инструмента, электровулканизатор УЭВ-6/12 В, манометры;
- оборудование для диагностики мостов, тормозов,системыохлаждения, рулевого управления: комплект приборов для проверки тормозов автомобилей мод. ЦПКТБ-К 482,линейка для проверки схождения передних колес автомобилей, устройство для определения состояния рулевого управления автомобилей мод. НИИАТ-К187;
- оборудование-для ремонта, проверки и регулировки приборов систем питания автомобилей: стенд для проверки форсунок и насос-форсунок мод. 13М, прибор для проверки бензонасосов ка автомобиле мод. НИИАТ-527Б;
- смазочно-заправочное и моечно-уборочное оборудование: масдо-раздаточный бак мод. 133 М, мотопомпа МП-800 Б-01, заправочный инвентарь.
Рис.1. План размещения оборудования и имущества в кузове-фургоне мастерской:
1-кузов-фургон, 2-ящик выносной, 3-кружка, 2,4-комплект аккумуляторщика, 5-устройство зарядно-разрядное, 6-сиденье, 7-комплект приборов для проверки тормозов автомобилей, 8-приспособление для очистки свечей модели Э-203-0, 9-ремень крепления, 10-верстак, 11-светильник, 12-стенд для проверки форсунок, 13-ремень крепления, 14-винт специальный, 15-светильник, 16-домкрат гидравлический, 17-крепление оружия, 18-фонарь аккумуляторный, 19-электрооборудование мастерской, 20-ящик для аптечки, 21-преобразователь сварочный, 22-огнетушитель ОУ-2, 23-трап, 24-линейка для проверки схождения передних колес автомобиля, 25-крючки вешалочные металлические, 26 канистра КС-20, 27-инвентарь заправочный, 28-маскировочная сеть, 29-мат для работы под автомобилем, 30-тумба, 31 ящик для документов, 32-верстак, 33-штатив для электросверлилки, 34-тиски, 35-полевой радиометр-рентгенометр ДП-22В, 36-тиски, 37-машина ручная шлифовальная электрическая, 38-сиденье, 39-ящик для листов рессор и торсионов, 40-кувалда тупоносая, 41-автотестр К434, 42-инструмент слесаря-мантажника, 43-ниша, 44-бидон для питьевой воды, 45-стол выносной, 46-воздуховод отопителя, 47-стул складной, 48-привод генератора, 49-стелаж.
|
|
Модификация мастерских технического обслуживания
С целью наибольшего приспособления МТО к обслуживанию автомобилей, гусеничных машин, специальных колесных шасси различных типов и марок в настоящее время разработаны и созданы мастерские следующих модификаций:
- МТО-А (МТО-АТ, МТО-АТ-М1) — мастерская технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей;
- МТО-АС1 — мастерская технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и специальных колесных шасси ЗИЛ-135ЛМ, БАЗ-5937, 5939, 5922, 6944, 6950, 6947;
- МТО-АТ-4ОС — мастерская технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и специальных колесных шасси и тягачей МАЗ-537, 543, 547А, 7911;
- МТО-АТГ, МТО-АТГ-М1 — мастерская технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и гусеничных машин;
- МТО-АГ1 — мастерская технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и гусеничных транспортеров-тягачей многоцелевого назначения АТ-Т и МТ-ЛБ;
- МТО-АГ2 — мастерская технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и гусеничных транспортеров-тягачей многоцелевого назначения АТС-59Г, ГТ-Т, ГТ-СМ, ГГ-МУ, МТ-ЛБ, АТ-Т;
- МТО-АГЗ — мастерская технического обслуживания, текущего ремонта автомобилей и изделий 569, 352, 306.
Базовый автомобиль, конструкция и оборудование кузова, а также номенклатура и размещение основного технологического оборудования в указанных модификациях мастерских приняты однотипными, чем обеспечена их унификация.
Особенностью устройства мастерских МТО-АС 1, 2 и МТО-АГ 1,2,3 является то, что в комплект их оборудования входят специализированные комплекты инструмента и принадлежностей для обслуживания гусеничных машин или четырехосных автомобилей.