Почему Аллах не послал к людям ангелов?

Враги посланников очень часто возражали им, не желая признавать то, что Аллах сделал Своими посланниками людей. Это удержало многих от того, чтобы уверовать: «Людям помешало уверовать после того, как к ним явилось верное руководство, только то, что они сказали: «Неужели Аллах отправил посланником человека?»

Сура 17 «Ночное путешествие», аят 94.

Онине захотели следовать за посланниками и принимать убеждения и законы, принесённые ими, потому что эти посланники были людьми, — они считали, что это для них будет явным убытком: «Если вы станете повиноваться человеку, который подобен вам, то непременно окажетесь в убытке». Сура 23 «Верующие», аят 34.

«Они сказали: «Неужели мы последуем за одним из нас? В этом случае мы окажемся в заблуждении и пострадаем». Сура 54 «Луна», аят 24.

Люди стали говорить, что Аллаху следовало бы послать к ним ангелов, чтобы те передавали Его послание, находясь среди них, или, по меньшей мере, Ему следовало бы сделать так, чтобы каждого посланника из числа людей сопровождал посланник из числа ангелов: «Те, которые не надеются на встречу с Нами, говорят: "Почему к нам не ниспосланы ангелы? И почему мы не видим нашего Господа?"» (сура 25 «Различение», аят 21).

Всевышний также сказал: «Они сказали: "Что это за посланник? Он ест пищу и ходит по рынкам. Почему не был ниспослан вместе с ним ангел, который предостерегал бы вместе с ним?"» (сура 25 «Различение», аят 7).

Изучив имеющиеся у нас аяты и хадисы, мы можем ответить таким людям следующим образом.

1. Всевышний Аллах избрал в качестве посланников людей, ане ангелов потому, что это делает испытание серьёзнее. В хадисе-кудси сказано: «Поистине, Я послал тебя для того, чтобы испытать тебя и подвергнуть испытанию других посредством тебя» [Муслим].

2.

3. Избрание Всевышним людей в качестве посланников — почёт и дарование им превосходства: «Этоте, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, которые были потомками Адама и тех, кого Мы спасли вместе с Нухом, и потомками Ибрахима и Исраиля, и из числа тех, кого Мы наставили на прямой путь и избрали» (сура 19 «Марьям», аят 58).

3. Человек более приспособлен к тому, чтобы направлять и руководить, а также служить примером для других. Поистине, в том, что Всевышний посылал к людям посланников из их числа, заключена великая мудрость: ведь посланник-человек испытывает те же чувства, что и те, кого он призывает, проходит через те же испытания, что и они. Он понимает их боль и их надежды, он знает, чего они хотят, о чём мечтают, к чему стремятся. Он знает, в чём они нуждаются и что тяготит их... И он жалеет их, зная их слабость и несовершенство, и надеется, что они станут сильнее и сумеют победить свои слабости и недостатки. Он ведёт их за собой шаг за шагом. При этом он понимает и оценивает их побуждения, впечатления и то, как они внимают его призыву, потому что он — один из них. Он идёт вместе с ними по пути Аллаха, руководствуясь Его Откровением, а Всевышний помогает и содействует ему, и он идёт дальше, несмотря на всю тяжесть пути.

А люди, со своей стороны, видят, что человек вполне может справиться с возложенным на него, поскольку посланник такой же человек, как и они, и видят, что он возвышается вместе с ними и сам соблюдает все те нравственные нормы, совершает все те действия и исполняет все те обязанности, к исполнению которых призывает их и о которых он говорит им, что Сам Всевышний возложил на них эти обязанности. Он сам — живое воплощение тех убеждений, принять которые он их призывает. Его жизнь и его дела — это страница, открытая перед ними, с которой они могут переписывать строчку за строчкой и претворять в жизнь написанное на ней. И эта страница — посланник — постоянно находится среди них, и они следуют написанному на ней, потому что её воплощением является человек.

4. Ангелов увидеть сложно. Неверующие, говоря о том, что Аллаху следовало бы послать к людям ангелов, не понимают при этом природы ангелов, их устройства, их истинной сущности и не знают, насколько тяжко будет для них исполнение того, что они предлагают. Вступить в контакт с ангелами и увидеть их не так просто, как представляется некоторым. Даже Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует),который был лучшим из людей и при этом обладал огромной физической и духовной силой, когда он увидел Джибриля в его истинном облике, охватил такой ужас, что он вернулся домой, всё ещё дрожа от пережитого потрясения. Сам Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) находился в состоянии колоссального напряжения во время передачи Откровения. Именно поэтому его ответ неверующим был следующим: «В тот день, когда они увидят ангелов, для грешников не будет никакой благой вести» (сура 25 «Различение», аят 22).

Это потому, что неверующий видит ангелов, только когда находится при смерти или когда его постигает кара Всевышнего Аллаха, идень, в который он увидит ангелов, будет днём его погибели.

Направление к людям посланников из их числа было необходимым, поскольку это позволяло людям общаться с посланником и понимать сказанное им. А если бы посланники были из числа ангелов, у людей не было бы такой возможности.

«Людям помешало уверовать после того, как к ним явилось верное руководство, только то, что они сказали: «Неужели Аллах отправил посланником человека?» Скажи: «Если бы по земле спокойно ходили ангелы, то Мы отправили бы к ним посланником с неба ангела». Сура 17 «Ночное путешествие», аяты 94-95.

Если бы на земле жили ангелы, Аллах направил бы к ним посланников из их числа. Но поскольку землю населяют люди, милосердие Всевышнего и Его мудрость предполагает, что посланники, направляемые к людям, должны быть из их числа: «Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 164).

Поскольку для людей это достаточно тяжкое испытание — видеть ангелов, вступать в контакт с ними и воспринимать передаваемое ими, то, если бы Аллах пожелал направить к людям ангела в качестве посланника, Он превратил бы этого ангела в человека: «Если бы даже Мы ниспослали ангела, Мы всё равно сделали бы его мужчиной и привели бы их в замешательство относительно того, в чём они сомневаются». Сура 6 «Скот», аят 9.

В этом аяте Аллах сообщает нам о том, что если бы Он послал к людям ангела, Он придал бы ему облик человека и наделил бы его всеми необходимыми свойствами для того, чтобы люди могли свободно разговаривать с ним и перенимать от него передаваемое им знание. А в этом случае люди растерялись бы, не понимая, (кто же всё-таки перед ними — ангел или человек) [Ибн Касир. Тафсир].

Ведь посланник пришёл в человеческом облике, так каким же способом можно убедиться в том, что на самом деле он ангел? А если всё обстоит таким образом, тогда нет никакого смысла посылать к людям ангела в человеческом облике. К тому же посланием ангела не достигается главная цель направления к людям посланников. Ведь посланник-ангел не может понять всё то, что чувствуют люди, ему это чуждо, поскольку ангельская природа отличается от человеческой, пусть даже ангел и способен принимать облик человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: