запрет на проявление высокомерия
Сообщается, что Абдуллах бин Мае 'уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
- (Однажды) пророк, (с.г.с.) сказал: «Не войдёт в рай тот, в сердце которого (останется) высокомерие весом хотя бы с пылинку». Кто-то сказал: "Но ведь человек хочет (иметь) красивую одежду и красивую обувь!" (Тогда пророк, (с.г.с.)) сказал: «По-
истине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное (, что же касается) высокомерия, то это отрицание истины и презрение к людям». Муслим.
Аллах Всевышний поведал, что огонь станет убежищем высокомерных, а в этом хадисе говорится, что «не войдёт в рай тот, в сердце которого будет высокомерие весом хотя бы с пылинку», и это указывает на то, что высокомерие приведёт человека в ад и помешает ему войти в рай.
Благодаря всеобъемлющему толкованию, которое дал пророк, (с.г.с.) смысл этого понятия становится совершенно ясным. Он указал, что высокомерие бывает двух видов.
Прежде всего речь идёт о высокомерии по отношению к истине выражающемся в отрицании и неприятии её. Таким образом, каждый отрицающий истину проявляет по отношению к ней высокомерие в той мере, в какой он её отрицает, поскольку подчинение истине, с которой Аллах направлял к людям Своих посланников и которую Он ниспосылал в Своих Писаниях, является обязанностью рабов Аллаха.
|
|
Люди которые превозносятся настолько, что полностью пренебрегают обязанностью подчинения посланникам, являются неверными и останутся в огне навечно. Истина, подтверждённая знамениями и доказательствами, была дана им через посланников, однако высокомерие, скрывавшееся в их сердцах, стало для них помехой, и они отвергли её.
Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, в сердцах тех, которые спорят о знамениях Аллаха, не имея никакого довода, дарованного им, нет ничего, кроме (представлений о собственном) величии, которого они не достигнут». "Прощающий", 56.
Что же касается тех, кто в силу своего высокомерия отказывается подчиниться истине в том, что не соответствует их собственным воззрениям и страстям, то, хотя они и не являются неверными, но тем не менее заслуживают наказания, соответствующего степени их высокомерия и тому, в какой мере оно помешало им принять истину, которая стала ясной для них с появлением шариата. Ввиду этого все улемы считают, что если сунна посланника Аллаха, (с.г.с.) ясна человеку, то ему не дозволяется отклоняться от неё под воздействием слов кого бы то ни было.
Кроме того, стремящийся к знанию должен твёрдо решить для себя, что слова Аллаха и Его посланника, (с.г.с.) он будет ставить выше любых иных слов, что их слова станут для него источником, к которому он будет обращаться, и основой, на которую он будет опираться, и что он явно и тайно будет ориентироваться на наставления пророка, (с.г.с.) стараться познать, в чём заключалась его цель, и следовать ему в этом.
|
|
И если он сумеет осуществить это важное дело, это будет означать, что он обрёл благо и ошибки его будут прощены, поскольку главная его цель состоит в следовании установлениям шариата. Оправдания за допущенные ошибки человек заслуживает в том случае, если он сделал всё, что было в его силах, стремясь найти доводы и правильное решение в процессе познания истины, поскольку такой человек покоряется ей.
Что же касается второго вида высокомерия, то есть высокомерия по отношения к людям, то оно проявляется в пренебрежении и презрении к ним. Причиной этого является тщеславие человека и ощущение собственного превосходства над людьми. Тщеславие побуждает человека превозноситься над ними, презирать и высмеивать их, а также унижать их словом и делом. Посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
«Для того, чтобы совершить дурное, достаточно человеку проявить презрение по отношению к своему брату в исламе»1. Муслим.
Когда тот человек, о котором упоминается в рассматриваемом нами хадисе, сказал: "Но ведь, человек хочет (иметь) красивую одежду и красивую обувь!" - выражая своё опасение, что подобное желание может являться свидетельством высокомерия, относительно чего была высказана угроза, пророк, (с.г.с.), объяснил ему, что это не имеет отношения к высокомерию, если человек подчиняется истине и придерживается скромности в отношениях с людьми. И он, (с.г.с.), объяснил также, что это имеет отношение к прекрасному, которое любит Аллах, ведь прекрасны сущность, имена, атрибуты и деяния Аллаха, и Он любит то, что внешне и внутренне является прекрасным.
К прекрасному внешнему относятся такие вещи, как чистота тела, одежды, жилища и всё то, что связано с этим.
Если же говорить о прекрасном внутреннем, то здесь имеется в виду стремление украсить себя достойными нравственными качествами.
Вот почему пророк, (с.г.с.), обращался к Аллаху с такой мольбой: «...и укажи мне путь к наилучшим нравственным качествам, ибо никто, кроме Тебя, не укажет пути к наилучшим из них, и избавь меня от дурных нравственных качеств, ибо никто, кроме Тебя, не отведёт от меня дурного» 1. муслим
1 Этот хадис передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
1 Этот хадис является частью мольбы, с которой пророк, обращался к Аллаху.
ХАДИС ШЕСТЬДЕСЯТ ТРЕТИЙ